Рост объемов производства российских предприятий вынуждает их искать новые варианты транспортировки продукции, поскольку прежние схемы уже не вполне удовлетворяют возросшие потребности. Своим мнением о возможных путях решения возникающих проблем поделился начальник управления по логистике ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» Алексей Минуллин.
– Алексей Геннадьевич, сейчас много говорят о возросшей конкуренции между видами транспорта и зачастую именно переход на альтернативные способы доставки рассматривают как наиболее эффективный способ снизить напряженность в сфере отгрузок. Реализуемы ли подобные установки на практике? Всегда ли гарантирует успех радикальная смена подходов?
– Конечно, лучше иметь некий запасной вариант или даже равномерно распределять грузы между различными видами транспорта, но в силу ряда причин далеко не всегда такая возможность у грузовладельцев имеется. Это может быть и элементарное отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры в местности, где осуществляются отгрузки, и ценовая политика операторов, и технологические особенности перевозки грузов, когда на самом деле «при всем богатстве выбора другой альтернативы нет». Например, львиная доля (95%) поставок нашего предприятия приходится на железнодорожный транспорт, остальные 5% – на морской (контейнерные перевозки) и автомобильный. У каждого из них свои плюсы и минусы.
Если говорить об автотранспорте, то здесь есть преимущество по скорости доставки, а в связи с ростом железнодорожных тарифов – зачастую и по цене. Однако использовать его при перевозке труб большого диаметра (с запуском в июле прошлого года цеха «Высота 239» это один из основных видов нашей продукции) довольно проблематично, так как в машину можно погрузить только одну трубу диаметром 1420 мм. Еще один из способов – морские транспортировки. Но при доставке небольших объемов он неэффективен в силу значительных временных затрат. Поэтому несмотря на то, что железнодорожный транспорт проигрывает в отдельных сегментах, для нашей компании сегодня он остается наиболее эффективным вариантом для транспортировки трубной продукции.
– Главной проблемой грузовладельцев в последнее время считается дефицит подвижного состава, особенно полувагонов. Приходится слышать, что задержки с его подачей могут достигать нескольких недель. Случалось ли вам сталкиваться с какими-либо проблемами в этой сфере?
– Мы используем два вида подвижного состава – специальные платформы (трубовозы) и полувагоны. Трубовозы идеальны для перевозки труб большого диаметра, так как предусматривают защиту в местах их соприкосновения со стенкой вагона. На таких платформах труба приходит без повреждений. При использовании полувагонов требуется больше времени на погрузку, соответственно, возникают дополнительные затраты, причем связанные не только с приобретением пиломатериалов, привлечением людских ресурсов и другими расходами. Не менее серьезным аспектом является увеличение времени погрузки, что также не способствует повышению привлекательности перевозки в полувагонах. Конечно, в идеале хотелось бы возить трубы большого диаметра только на платформах-трубовозах. Но то, что выгодно для нас, не всегда интересно оператору. Ведь трубовоз – это специализированный подвижной состав, и перевозить на нем можно только трубы. Обратно эти платформы, как правило, возвращаются порожними.
– Зачастую отправители грузов высказывают нарекания в адрес владельцев приватных вагонов и говорят о необходимости вернуться к прежней модели. Считаете ли Вы, что пора вернуть инвентарный парк или хотя бы замкнуть управление подвижным составом на единый центр?
– Мы пользуемся преимущественно вагонами частных компаний. Не радует, конечно, тот факт, что при передаче полувагонов, принадлежащих ОАО «РЖД», в руки ДЗО и фактической ликвидации инвентарного парка произошел значительный рост тарифов операторов на так называемых нерентабельных направлениях. В частности (о чем уже многие говорили), возникли серьезные проблемы при отгрузке готовой продукции в страны СНГ.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер.ru | 16.05.11 | Вагонов хватает – рельсов маловато |