24-01-19 / 2019
Новости отрасли
Рост объемов погрузки на сети ОАО "РЖД" в 2019 году составит не менее 1,6%

Институт проблем естественных монополий дал прогноз перевозки

В 2019 году рост объемов погрузки на сети ОАО "Российские железные дороги" может вырасти на 1,6% – 1,94% и достичь 1,31 млрд тонн (1,98% в 2018 году). Рост погрузки выше среднего ожидается в перевозке зерна, минеральных удобрений, железной и марганцевой руд, металлов, каменного угля. Такой прогноз дал Институт проблем естественных монополий.

На уровне, близком к показателям 2018 года, останутся лесные грузы. В этом сегменте ожидается рост погрузки во внутреннем сообщении и снижение экспорта. Объем перевезенной нефти и нефтепродуктов незначительно снизится. Падение погрузки ожидается у строительных грузов. (При прогнозировании ИПЕМ не учитывал погрузку на станциях Якутской железной дороги).

Погрузка каменного угля – груза, традиционно имеющего максимальный объем (29% в 2018 году), – продолжит рост (4,6% в 2018 году) за счет сохранения благоприятной конъюнктуры на внешнем рынке и развития перевалочных мощностей в портах. Например, АО "Ростерминалуголь" продолжает оптимизировать работу существующего технологического оборудования и вводить в эксплуатацию новое. Так, в конце 2018 года был запущен в эксплуатацию новый тандемный вагоноопрокидыватель.

Вместе с тем, одним из ограничивающих факторов роста погрузки угля на экспорт является высокая загрузка железнодорожной инфраструктуры. Для увеличения экспортных отправок участникам перевозочного процесса будет необходимо продолжить работу по оптимизации перевозочной деятельности и оценить возможность перевозки по альтернативным направлениям. Это можно реализовать, например, за счет увеличения отправок через погранпереходы Азии.

Рост погрузки химических и минеральных удобрений будет на уровне 2018 года - 3,7%. Этому будут способствовать два фактора. Во-первых, на сети ОАО "РЖД" в 2019 году действует скидка в размере 32% на экспортные перевозки ряда минеральных удобрений со станций Азотная и Новгород-на-Волхове на станцию Мурманск. Во-вторых, ожидается развитие производственных мощностей. Так, ПАО "Акрон" на производственной площадке в Великом Новгороде реализует проект строительства установки гранулированного карбамида мощностью 2 тыс. тонн в сутки. Начало производства намечено на 2019 год. Предприятие "КуйбышевАзот" в 2019 и 2023 годах планирует ввести мощности по производству сульфат-нитрат-аммония более чем на 500 тыс. тонн в год. "ФосАгро-Череповец" планирует увеличение в 2019 году мощностей по азотным удобрениям на 300 тыс. тонн в год.

Погрузка зерна в наступившем году продолжит расти, однако темпы роста существенно сократятся – 3,3% – 7% вместо 22,6% в 2018 году. Объем может составить 28-29 млн тонн. Ограничивать погрузку могут несколько факторов, среди которых: отмена ОАО "РЖД" скидки в рамках тарифного коридора с 1 января 2019 года, неблагоприятная конъюнктура на внешнем рынке, высокая загрузка железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Юга и меньший урожай зерна. В то же время необходимо отметить, что правлением ОАО "РЖД" в конце 2018 года принято решение по установлению скидки 50% до конца 2020 года на экспортные перевозки ряда зерновых грузов через пограничную передаточную станцию Самур с дальнейшим проследованием погранперехода Беюк-Кясик – Гардабани.

Погрузка лесных грузов будет на уровне, близком к показателям 2018 года (рост 5,6% до 45,7 млн т.). Она вырастет за счет погрузки во внутреннем сообщении, влияние на которую окажет проводимая государством политика по стимулированию переработки древесины. Экспорт останется на уровне 2018 года.

ИПЕМ ожидает в 2019 году сохранение (236,4 млн тонн) или незначительное снижение погрузки нефти и нефтепродуктов. Институт связывает это с реализацией проектов развития трубопроводного транспорта, в том числе с вводом в эксплуатацию первого этапа нефтепродуктопровода "Юг". Также в 2019 году будет виден эффект от запуска в эксплуатацию нефтепровода, который в 2018 году соединил Комсомольский НПЗ и ВСТО.

В текущем году сократятся темпы падения объема перевозки строительных грузов (6,8% в 2018 году). В целом объем может не достигнуть уровня 120 млн тонн. Негативная динамика также будет наблюдаться по погрузке цемента. Одна из причин снижения погрузки всех строительных грузов - переключение грузоотправителей на альтернативные виды транспорта.

В 2019 году имеются предпосылки ожидать умеренный рост погрузки черных металлов. Однако объемы экспорта в значительной степени зависят от тарифной политики стран - потребителей металлопродукции и действия пошлин.

Рост объема погрузки железных и марганцевых руд незначительно замедлится (5,7% в 2018 году). В целом он может превысить 120 млн тонн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.01.2019