10-11-21 / 2021
Новости отрасли
Рост не ограничивается инфраструктурой

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики

Между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Западной Европой контейнерный оборот измеряется десятками миллионов ТЕU (аналог двадцатифутового контейнера). Подавляющая часть грузов перевозится по морю, из портов Китая через Индийский океан и Суэцкий канал. Однако в течение последних нескольких лет объем транзитного сухопутного контейнерного потока по коридору Восток – Запад через Россию вырос с нескольких сотен тысяч до 1,5 млн ТЕU.

Спрос на доставку грузов железнодорожным транспортом повысился по причине скорости доставки. Это огромный успех транспортной системы России, в частности ОАО "РЖД". Причем стоит отметить, что контейнерные перевозки являются довольно маржинальными грузами по сравнению с углем или металлом.

Но даже после увеличения объемов транзита процентная доля контейнерных перевозок по железной дороге остается на низком уровне, если сравнивать ее с морской. Для увеличения транзитного железнодорожного потока по МТК Восток – Запад необходимо убрать некоторые препятствия. Их можно поделить на инфраструктурные и институциональные.

К инфраструктурным препятствиям относятся реконструкция Восточного полигона, расшивка узких мест по пути следования транзитных контейнерных поездов и развитие транспортно-логистических центров возле границ с сопредельными странами. Однако все решения этих вопросов уже заложены в инвестиционной программе ОАО "РЖД", и все решается на правительственном уровне.

По моему мнению, для увеличения транзитного грузового потока по сети РЖД следует обратить внимание на решение институциональных вопросов, которые более обширны по сравнению с инфраструктурными. В частности, сюда относится организация прохождения таможенных процедур, где мы очень сильно проигрываем конкурентам. Кроме этого следует отметить вопросы, связанные со страхованием контейнерных грузов и судебной арбитражной системой РФ. При разрешении судебных споров, связанных с перевозкой, крупнейшим операторам не нужны тонкости нашего судопроизводства. Им требуется однотипное, простое и быстрое при разрешении вопросов в судебном порядке. Отечественный арбитраж не соответствует практике международной торговли.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.11.2021