22-12-21 / 2021
Новости отрасли
Рост измерят в контейнерах. Перевозчики готовятся к увеличению показателей

В 2022 году объем контейнерных перевозок может превысить уровень 2021 года на 11%

В 2022 году участники перевозочного процесса и эксперты ожидают дальнейшего роста контейнерных перевозок по сети ОАО "РЖД".

Их объем может превысить уровень 2021 года на 11%. Перевозчики уже сегодня закупают подвижной состав, выстраивают сотрудничество с терминалами и портами. Холдинг, в свою очередь, реализует ряд инфраструктурных проектов и внедряет цифровые технологии.

Универсальность в динамике Андрей Тихомиров, заведующий отделением макроэкономики и методологии прогнозирования АО "ИЭРТ"

Активная контейнеризация номенклатур грузов, в частности угля, а также рост цен на стальную продукцию и минеральные удобрения позволят увеличить объем контейнерных перевозок в 2022 году. ОАО "РЖД" в своем случае реализует ряд инвестиционных проектов по развитию крупных полигонов, что позволит увеличить пропускные и провозные способности инфраструктуры для освоения перспективных объемов перевозок.

Сегодня контейнерный сегмент рынка железнодорожных перевозок является наиболее динамично развивающимся. Причинами этому являются удобство перегрузки тары при смене модальности транспорта, возможность хранения в несколько ярусов и универсальность подвижного состава. Со стороны ОАО "РЖД" использование контейнеров также становится более востребованным: следование контейнеров в составе поездов исключает потребность в сортировке, снижается порожний пробег вагонов, становится востребованным большее количество локомотивов с унифицированной силой тяги.

Объемы перевозок контейнеров по сети ОАО "РЖД" в 2021 году перешагнут рубеж в 6 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент контейнера. – Ред.), в том числе более 1 млн ДФЭ – в транзитном сообщении. В 2022 году тенденция по увеличению объемов перевозок грузов в контейнерах, безусловно, должна продолжиться.

Уже в текущем году расширены транзитные сервисы на направлении Европа – Китай через Калининградскую область и по территории Польши через линию с шириной колеи 1520 мм. Продолжится рост перевозок по железной дороге между портами Дальнего Востока и Финского залива на направлении Япония/Южная Корея – Европа в рамках предлагаемых сегодня сервисов морских линий.

Росту контейнерных перевозок также будет способствовать активная контейнеризация номенклатур грузов, перевозимых сегодня в иных типах подвижного состава. Осуществляются на сети перевозки угля в контейнерах, и при сохранении действия конвенции на перевозку грузов в Китай можно ожидать роста контейнерных перевозок лесных грузов, руды, удобрений через железнодорожные пункты на российско-китайской и российско-монгольской границах. Рост мировых и российских экспортных цен на стальную продукцию и минеральные удобрения, наблюдавшийся в 2021 году, и сохранение их в 2022 году создают потенциал для увеличения объемов экспортных контейнерных перевозок металлопродукции и удобрений.

Говоря об обеспеченности рынка необходимым подвижным составом, отмечу, что в 2021 году производители сконцентрировались на производстве фитинговых платформ, и, по заявлениям заводов, данный тренд будет продолжен в 2022 году. Также в течение года основные операторы контейнеров размещали заявки на закупку новых контейнеров. Рынок контейнерных перевозок активно развивается и расширяется, поэтому говорить о профиците или наступлении "точки насыщения" контейнерами и платформами не приходится.

Динамичное развитие контейнерных перевозок должно обеспечиваться опережающим развитием как инфраструктуры магистральных направлений сети ОАО "РЖД", так и перерабатывающих возможностей пограничных переходов и логистических центров. Перспективы увеличения контейнеропотока предусмотрены параметрами основных инвестиционных проектов развития инфраструктуры ОАО "РЖД". Так, холдинг реализует комплексные проекты на трех крупных полигонах: Восточный полигон (БАМ и Транссиб), подходы к портам Азово-Черноморского бассейна и подходы к портам Северо-Запада, реализация которых позволит увеличить пропускные и провозные способности инфраструктуры, в том числе для освоения перспективных объемов контейнерных перевозок.

Развитие инфраструктуры Никита Пушкарев, директор по продажам и клиентскому сервису ПАО "ТрансКонтейнер"

По нашим прогнозам, рост объемов контейнерных перевозок в следующем году составит около 11%. В планах нашей компании на ближайшие годы – покупка более 10 тыс. контейнеров, а также модернизация терминала Забайкальск. Реализация проекта позволит увеличить его мощность до 500 тыс. ДФЭ в год.

В 2021 году на фоне сохраняющихся коронавирусных ограничений продолжалось переключение на железную дорогу грузов, перевозившихся ранее другими видами транспорта. В итоге увеличение рынка контейнерных перевозок по итогам года, согласно нашей оценке, может составить 11,4%. В 2022 году темпы роста незначительно снизятся – до 11%, это связано в том числе с сохраняющимися инфраструктурными ограничениями на пограничных переходах и подходах к портам.

Основными приоритетами для "ТрансКонтейнера" на следующий год являются расширение географии сервисов, развитие сухопутных и морских перевозок из Китая в Россию и Европу, наращивание парка, а также развитие собственных активов. Одним из ключевых направлений развития для нас остается транзит. "ТрансКонтейнер" развивает свой бизнес за счет перевозок по Транссибирской магистрали, как на транзитных маршрутах через сухопутные переходы, так и в мультимодальных отправках через порты. В прошлом году на маршрут по Транссибу также удалось привлечь грузы из Южной Кореи и Японии. Однако очевидно, что потенциал роста еще высок.

Чтобы обеспечить растущий грузопоток, наша компания наращивает парк и развивает собственные активы. В 2022 году мы планируем приобрести более 10 тыс. контейнеров. Также нашим приоритетом является развитие терминальной инфраструктуры. В частности, мы реализуем комплексную программу модернизации терминала Забайкальск, чтобы обеспечить ритмичную обработку грузов. Реализация проекта позволяет ускорить обработку контейнеров и сократить сроки доставки на фоне роста грузопотока из Китая в Россию и Европу. В ноябре текущего года мы закрыли сделку по приобретению второго терминала в Забайкальске, планируем объединить его с уже действующим активом в единую организационно-производственную структуру. Рассчитываем таким образом к 2024 году довести наши мощности в Забайкальске до 500 тыс. ДФЭ в год.

Основным сдерживающим фактором для роста рынка грузовых перевозок по железной дороге на сегодняшний день остается ограниченность инфраструктуры, особенно на подходах к портам и погранпереходах. Вместе с ростом грузопотока это привело, в частности, к серьезной нагрузке на порты Дальнего Востока. Заторы стали причиной роста оборота вагона в направлении Дальневосточного полигона в целом по сети на полтора дня (или на 13%). Для обеспечения грузопотока дополнительно всем компаниям на сегодняшний день требуется 4 тыс. платформ. В последнее время ситуация улучшается.

Кроме того, с начала 2021 года мы столкнулись с тем, что часть объемов, заявленных к перевозке, остается не подтвержденной со стороны ОАО "РЖД". Холдинг согласовывает заявки пропорционально их количеству, при этом некоторые недобросовестные отправители подают заявки от имени сразу нескольких компаний, пытаясь повысить свои шансы на согласование, хотя зачастую не имеют груза. Из-за этого заявленные к перевозке объемы могут кратно превышать провозные мощности дорог и погранпереходов, тогда как фактические перевозки, наоборот, могут быть меньше согласованных.

Новые решения для перевозок Максим Свердлов, заместитель генерального директора по коммерческой работе Первой грузовой компании (ПГК)

Продолжительный рост контейнерных перевозок по сети ОАО "РЖД" обусловлен скоростью доставки грузов ускоренными поездами, а также удобством при транспортировке продукции разными видами транспорта. Однако сегодня на рынке существует ряд сдерживающих факторов, например инфраструктурные ограничения на сети. Для решения этой проблемы холдинг проводит комплексную работу по развитию инфраструктуры, а также предлагает участникам перевозочного процесса новые технологические решения по пропуску контейнеров.

Прогноз роста объемов обозначен в Транспортной стратегии до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, согласно которой уровень контейнеризации грузов к 2035 году может вырасти до 20%. По итогам этого года перевозка контейнеров по железной дороге в России может составить 6,5 млн ДФЭ (20-футовый эквивалент контейнера. – Ред.). Наибольшие темпы роста показывают транзитные перевозки, в которых наша компания принимает активное участие.

В следующем году транзитный рынок продолжит рост. Ввод новых терминальных мощностей и развитие инфраструктуры будут способствовать формированию большего количества внутрироссийских сервисов по перевозке контейнеров. В целом тренд на контейнеризацию грузов будет только усиливаться, что, в частности, связано с достаточно оперативной доставкой грузов. Например, ускоренный поезд может перевезти контейнеры с Дальнего Востока в Москву за 12-14 суток. Повагонная отправка контейнеров может занимать до 40 суток. Во-вторых, это удобно – продукцию в контейнерах можно перевозить по железной дороге, по морю, на автомобилях.

При этом сегодня на рынке существует ряд сдерживающих факторов развития контейнерных перевозок.

В процессе перевозок операторы и грузоотправители периодически сталкиваются с инфраструктурными ограничениями как на сети ОАО "РЖД", так и в соседних странах. Тем не менее холдинг ведет комплексную работу по развитию инфраструктуры, а также вводит новые технологические решения по пропуску контейнеров (например, объединение нескольких поездов в один и отправление состава по одной нитке графика). Данная технология повышает пропускную способность сети, высвобождая мощности для перевозки дополнительных объемов грузов в контейнерах.

Другим факторов является дисбаланс транзитных потоков, который осложняет доставку грузов в контейнерах: объем перевозки грузов с Востока на Запад превосходит объем перевозки в обратном направлении. Однако на рынке появляются оптимизационные схемы по попутной загрузке порожних контейнеров продукцией с российских предприятий и дальнейшей отправкой на восток. Также рынок мультимодальных контейнерных перевозок сильно зависит от качества сервиса морских линий, которые сталкиваются с большим дефицитом своих мощностей и зависят от погодных условий.

Стоит отметить стремление увеличить объемы контейнерных перевозок из регионов. Сегодня мы выполняем международные перевозки контейнеров и усиливаем свое присутствие на импортных транспортировках через порты Дальнего Востока и сухопутные погранпереходы. География отправок широкая – Монголия, Китай, Казахстан, перевозки внутри России от Дальнего Востока до Северо-Запада страны. ПГК нацелена на создание полноценного сервиса по перевозке грузов в контейнерах. Это, в свою очередь, предполагает сотрудничество с терминалами, контейнерными линиями и портами.

Приоритет на пятилетку Денис Рахимжанов, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу АО "РЖД Логистика"

В ближайшие годы АО "РЖД Логистика" планирует развивать транзитные контейнерные перевозки по международным транспортным коридорам, а также экспортно-импортные отправки продукции агропромышленного комплекса. Для этого компания приобрела парк автономных рефконтейнеров, часть которых уже начала эксплуатироваться на маршруте из Китая в Россию.

По нашим оценкам, рост объемов контейнерных отправок по итогу 2021 года составит около 11% по сравнению с прошлым годом. Примерно такая же динамика сохранится и в 2022 году. Драйвером роста являются транзитные перевозки – развитию этого сегмента железнодорожной логистики способствуют более низкие по сравнению с морскими ставки, выгодное географическое положение России, а также задержки грузов в портах из-за сбоев в глобальных цепочках поставок.

Среди ключевых приоритетов развития нашей компании на следующий год – рост перевозок по МТК Восток – Запад и Север – Юг. Мы также планируем развивать экспортно-импортное агрологистическое направление, в том числе и для достижения этой цели мы закупаем автономные рефконтейнеры. Первая партия из 100 рефконтейнеров уже поступила в наше распоряжение, и часть этого парка отправлена в первую поездку из Китая в Россию с плодоовощной продукцией. В ближайшие 5 лет компания планирует закупить около 1 тыс. таких контейнеров, поскольку мы видим большой потенциал в развитии перевозок продукции агропромышленного комплекса. Также есть планы, связанные с инвестициями в организацию терминально-складских центров для обработки, хранения и перегрузки такой продукции.

Одним из факторов влияния на контейнерные перевозки являются ограничительные меры, вводимые разными странами из-за пандемии COVID-19. Так, КНР с 1 декабря ограничила въезд на свою территорию грузов, которые перевозятся не в контейнерах. Это положительно повлияет на уровень контейнеризации грузовых перевозок, но отрицательно на динамику грузооборота в целом. Серьезно изменить экономическую картину и повлиять на востребованность логистических услуг могут и другие коронавирусные ограничения. Остановка предприятий, закрытие границ, ограничения на ввоз определенных номенклатур грузов – это лишь часть возможных проблем, с которыми мы уже познакомились и можем столкнуться в будущем году.

Сдерживающим фактором в развитии железнодорожных перевозок являются достаточно консервативные санитарные нормы, которые во многом также обусловлены пандемией. Способствовать развитию перевозок должны более глубокая цифровизация таможенных процедур и смягчение государственного регулирования.

Больше грузов в контейнерах Александр Слободяник, заместитель руководителя Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий

В следующем году будет наблюдаться продолжительный рост контейнерных перевозок во всех направлениях. Причинами повышенного спроса, в частности, являются выгодные условия тарификации и отсутствие необходимости осуществлять перегрузку. Так, по итогам 2022 года объем контейнерных перевозок по сети ОАО "РЖД" может превысить 7 млн ДФЭ.

Объем контейнерных перевозок продолжает увеличиваться. Основным драйвером роста являются отправки в транзитном сообщении, которые за 11 месяцев 2021 года возросли в 1,4 раза к уровню аналогичного периода прошлого года. По итогам 2021 года перевозки контейнеров на сети ОАО "РЖД" составят около 6,4 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент контейнера. – Ред.), что на 11% выше уровня 2020 года. По итогам 2022 года перевозки контейнеров могут превысить 7 млн ДФЭ.

Увеличение объемов перевозок будет наблюдаться во всех видах сообщения. Рост отправок во внутреннем сообщении и на экспорт прежде всего связан с продолжающимся перетоком грузовой базы в контейнеры из других типов подвижного состава. Это обусловлено стремлением грузоотправителей оптимизировать свою логистику и минимизировать транспортные расходы – более выгодные условия тарификации ряда грузов при перевозке в контейнере, чем в грузовом вагоне, а также экономия из-за отсутствия перегрузки в пути следования.

На контейнеры переключаются представители различных отраслей промышленности. Например, в 2012-2020 годах доля перевозки лесных грузов железнодорожным транспортом в контейнерах увеличилась более чем в три раза – с 5,1% в 2012 году до 16,2% в 2020-м.

Также рост перевозок контейнеров будет связан с их приоритетным пропуском через государственные границы в связи с действующими ограничениями, препятствующими распространению пандемии COVID-19. При этом рост перевозок в транзитном сообщении может быть ограничен рядом факторов. Во-первых, это перевалочные мощности портов, которые в настоящий момент работают на пределе. Во-вторых, степень развития железнодорожной инфраструктуры на территории сопредельных государств, которые задействованы в цепочке поставок.

В связи с активным ростом контейнерных перевозок наблюдается существенное увеличение спроса на фитинговые платформы. За 10 месяцев текущего года объем их производства вырос более чем в 2 раза.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.12.2021