15-08-12 / 2012
Новости отрасли
Рост грузоперевозок по Южному ходу Забайкальской железной дороги заставляет РЖД вкладывать средства в усиление ее инфраструктуры

Забайкальская железная дорога обеспечивает транзит между европейской частью России и Дальним Востоком, а также перевозки между странами АТР, Китаем и Евросоюзом. Отсюда формируются и основные направления капиталовложений на ЗабЖД.

Особое значение для магистрали имеет наливной терминал на станции Сковородино, который стал отправной точкой для перевозки нефти на экспорт. С самого начала его создания планировалось, что отсюда половину объемов добытой нефти направят в Китай по новому ответвлению от ВСТО. И еще столько же - по железной дороге в конечную точку нефтепровода - спецморнефтепорт Козьмино (Приморский край). Это потребовало от железнодорожников создать условия для бесперебойной работы на данном маршруте, что приводит к необходимости вложений солидных инвестиций в укрепление инфраструктуры.

Напомним, что ОАО "РЖД" приступило к реконструкции станции Сковородино еще в 2007 году. Тогда было уложено 13 км путей, смонтирована контактная сеть и 47 стрелочных переводов. Уложено 27,9 км напольного кабеля. Введена в строй новая система релейно-процессорной централизации.

В 2009 году составы с цистернами к дальневосточным морским причалам отправились в путь. А с 2010 года из Сковородино отправляли в страны АТР на экспорт уже в среднем за сутки 8-9 поездов. Это означает, что за год по маршруту перевозят около 15 млн т нефти, что составляет около половины от всей погрузки Забайкальской магистрали.

Нефть всему голова

Крупные внешнеторговые грузопотоки связывают по железной дороге Россию и Китай. В 2009 году развитие отношений двух стран получило дополнительный импульс. Подтверждением этому стал официальный визит российской делегации в Пекин, в ходе которого представители российского и китайского бизнеса подписали контракты на рекордную в истории отношений двух стран сумму.

В июне 2012 года по итогам визита президента России Владимира Путина в КНР был подписан новый пакет документов о двустороннем сотрудничестве, включая заявление об углублении стратегического партнерства.

По данным китайской "Жэньминь жибао", к 2015 году товарооборот между двумя странами может составить $100 млрд, а к 2020-му - $200 млрд. Заметим, что по итогам 2011 года этот показатель достиг $83,5 млрд. По мнению В. Путина, товарооборот между РФ и КНР в последнее время рос так стремительно, что намеченные темпы могут быть превышены.

Драйверами этого развития стали успешные совместные инфраструктурные проекты. Среди них были названы запуск российско-китайского нефтепровода и наращивание в 2011 году до 10,5 млн т экспорта российского угля в Китай. А в планах - совместное освоение угольных месторождений. Ведь поставки этого энергетического сырья на рынок КНР, по оценкам специалистов, будут прирастать и в дальнейшем.

Такие перспективы заставили активизировать программы укрепления железнодорожного сообщения России с Китаем. Это предполагает реализацию целого ряда проектов.

С 2005 года ведется реконструкция участка Карымская - Забайкальск, основная цель которой - увеличить пропускную способность маршрута в 2-2,5 раза. Общая стоимость работ - 40,2 млрд руб.

На первом этапе, который завершился в 2007 году, были построены двухпутные вставки, усилена пропускная способность станций, модернизировано локомотивное депо. С 2007-го реализуется второй этап проекта, который предполагает электрификацию маршрута. Смена тепловозной тяги на электровозную поможет дороге ввести в действие дополнительные резервы.

В рамках проекта реконструировано 207,5 км Южного хода, построено 218,8 км вторых главных путей, 51,7 км станционных путей, уложено 226 стрелочных переводов электрической централизации, реконструированы 24 станции и разъезда с удлинением приемо-отправочных путей с доведением их вместимости до 71 условного вагона.

Обустроены парк пограничного контроля и пункт перестановки вагонов на станции Забайкальск. А на станции Карымская построено 26 км путей, уложено 73 комплекта стрелочных переводов. В локомотивном депо Карымская появился новый цех технического обслуживания.

Электрификация Южного хода, в свою очередь, разбита на три этапа - по количеству электрифицируемых участков: Карымская - Оловянная, Оловянная - Борзя и Борзя - Забайкальск.

Первый из них был сдан в эксплуатацию 8 июня 2011 года. Компания вложила в проект около 26 млрд руб. В ходе электрификации участка Карымская - Оловянная построены две тяговые подстанции (на станциях Бурятская и Булак), введены в эксплуатацию 9 автотрансформаторных пунктов, установлено 8,5 тыс. опор контактной сети, произведена раскатка 1,6 тыс. км контактного и несущего проводов.

В дальнейшем работы были продолжены в рамках второго этапа электрификации. На участке Оловянная - Борзя в 2011 году установили свыше 3 тыс. опор. Велось строительство двух тяговых подстанций, 8 автотрансформаторных пунктов и дистанции электроснабжения Борзя. Инвестиции в этот проект соответственно составили 2,8 млрд руб. В 2012 году они запланированы в объеме 3,2 млрд руб., что позволит завершить второй этап электрификации в декабре текущего года.

В целом в 2012-м вложения ОАО "РЖД" в комплексную реконструкцию участка Карымская - Забайкальск эксперты оценивают в 9,5 млрд руб.

Уточним, что средства в укрепление южного направления Забайкальской железной дороги вкладываются в рамках двух инвестпроектов ОАО "РЖД": электрификации участков Карымская - Борзя и Борзя - Забайкальск с развитием станции Забайкальск.

Забайкальск - ключ от двери в Китай

Без развития станции Забайкальск невозможно обеспечить необходимый рост объемов грузоперевозок между Россией и Китаем. Ведь железнодорожный пограничный переход Забайкальск - Маньчжурия сегодня является ключевым в пропуске российско-китайских грузопотоков: через него осуществляется передача более 60% всех внешнеторговых грузов между РФ и КНР.

Реконструкция станции была начата еще в 2007-м в соответствии с генеральной схемой развития, которая включает в себя две очереди. Окончание программы - до 2030 года. В ходе реализации первого этапа I очереди в 2007-2010 гг. был модернизирован парк погранично-таможенного контроля и пункта перестановки вагонов.

В октябре 2008 года на станции был открыт обновленный контейнерный терминал. Он стал крупнейшим на российских железных дорогах "сухим контейнерным портом" России. Полезная площадь терминала около 180 тыс. кв. м. Его пропускная способность сейчас превышает 470 тыс. TEU, что позволяет перерабатывать более 1 млн т грузов в год. На терминале используются козловые краны и автопогрузчики Kalmar грузоподъемностью 40 т. Технология отлажена таким образом, чтобы обеспечить перегруз любого контейнерного поезда, прибывшего в Забайкальск, с колеи 1435 мм (КНР) на колею 1520 (РФ) в течение суток.

В 2012 году ОАО "РЖД" инвестирует в проект реконструкции станции около 3 млрд руб. На данный момент реализуется второй этап I очереди реконструкции станции. Построены три новых пути парка Г узкой колеи. Модернизируются выставочные парки Р (широкой колеи) и Н (узкой колеи), в каждом из которых намечено построить по пять путей.

Станция Карымская притягивает поезда

Станция Карымская играет особую роль в организации перевозок как внешнеторговых грузов по Южному ходу ЗабЖД, так и транзита по Транссибу. Эта сортировочная станция - ключевая для Забайкальской дороги: от нее во многом зависят показатели эксплуатационной работы магистрали.

Кроме того, Карымская - станция, к которой тяготеют вагонопотоки, формирующиеся в зоне между Хабаровском (Дальневосточная железная дорога) и Мариинском (крайняя западная станция Западно-Сибирской железной дороги). Здесь встречаются три потока: грузы из морских портов Дальнего Востока, следующие на запад; экспортные грузы назначением в Китай (по Южному ходу ЗабЖД) и поток грузов, перемещающихся с запада на восток, который значительно вырос в последние годы.

Локомотивные депо станции обслуживают электровозы четырех дорог: Забайкальской, Красноярской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной. Это создает дополнительные сложности на стыках.

Генеральный план развития станции Карымская с учетом перспективы до 2030 года предусматривает строительство четного и нечетного приемо-отправочных парков, удлинение путей сортировочной системы, развитие локомотивного депо, обустройство пассажирского комплекса. В октябре 2009 года в Карымской был построен и введен в эксплуатацию новый четный приемо-отправочный парк Д, состоящий из двух главных и пяти приемо-отправочных путей, каждый из которых вмещает поезда длиной в 71 условный вагон.

Реконструкция станции позволит расшить одно из узких мест для продвижения поездопотоков на Забайкальской магистрали. Поэтому ОАО "РЖД" и вкладывает значительные средства в развитие этого железнодорожного узла.

Как сказал главный инженер дороги Александр Большаков, проведенный в 2012 году тщательный анализ проектных решений позволил найти эффективные варианты усиления мощности станции. И уже на этапах I очереди реконструкции удалось изменить к лучшему основные параметры станции. В итоге Карымская к 2015 году превратится в современный узел, способный перерабатывать более 120 поездов в сутки.

Новые звенья в цепочках южных грузопотоков

В июне 2012 года в развитии Южного хода пройдена еще одна знаменательная веха. Уложено "золотое звено" железной дороги Нарын - Газимурский Завод. Она строится в рамках реализации проекта "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области". Средства на него выделяются из Инвестиционного фонда России, а также вкладываются частными инвесторами. Эта железная дорога наполнит Южный ход дополнительными грузопотоками.

В перспективе реализация еще одного регионального проекта - строительство 125 км ветки Приаргунск - Березовское, ведущей к Березовскому железорудному месторождению.

До 2030 года запланировано построить новую железнодорожную ветку протяженностью 277 км, которая должна будет соединить станции Шимановская на Забайкальской железной дороге и Февральск Дальневосточной магистрали. Целью этого проекта является ввод в эксплуатацию Гаринского железорудного месторождения, расположенного в Амурской области длиной в 150 км от города Свободный.

Большое социально-экономическое значение будет иметь и 105-кило-метровая ветка Тыгда - Зея, строительство которой запланировано в 2016-2030 гг.

В целом сегодня Забайкальская железная дорога успешно справляется с вызовами времени, объемы грузоперевозок продолжают расти, что объясняет особое внимание к реализации всех тех масштабных инвестиционных проектов, которые позволяют увеличить пропускную способность магистрали.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер14.08.12Расшиваем узкие места