02-04-14 / 2014
Новости отрасли
Рост грузооборота транспорта на 2 проц в январе-феврале не свидетельствует о росте экономики - эксперты

Грузооборот транспорта в РФ за январь-февраль 2014 года вырос по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 2,1 проц до 836,7 млрд тонно-километров, сообщил Росстат.

Грузооборот железнодорожного транспорта увеличился за отчетный период на 5,9 проц до 362,6 млрд т/км, автомобильного - снизился на 1,9 проц до 32,7 млрд т/км, морского транспорта сократился на 13 проц до 5,1 млрд т/км. Грузооборот внутреннего водного транспорта уменьшился на 10,2 проц до 4,1 млрд т/км. Грузооборот воздушного транспорта снизился на 8,5 проц до 0,6 млрд т/км, трубопроводного - на 0,2 проц до 431,5 млрд т/км соответственно.

По мнению аналитиков и экспертов рынка, основываясь на этих данных невозможно говорить о росте экономики. "Рост грузооборота транспорта, тем более столь небольшой, не позволяет сделать вывод о сопоставимом росте экономики в целом. Пока можно лишь констатировать, что экономика как минимум не падает", - говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов.

По его словам, основу грузооборота в России составляет экспорт сырьевых грузов - угля и нефтяных грузов, которые следуют преимущественно по железной дороге. "Рост грузооборота может свидетельствовать о стабильности экспорта сырья и активизации перевозок строительных грузов в связи с ростом инвестиций в строительные проекты в России. Но если говорить о продукции высокого передела, например, промышленного оборудования, то эти перевозки за последние несколько лет в значительной степени ушли на автотранспорт, объемы перевозок которого на порядок хуже учитываются Росстатом, и поэтому не поддаются корректному анализу", - говорит Белоусов.

На неадекватность цифр, публикуемых Росстатом, указывают и эксперты в области морского транспорта, но при этом отмечают, что другой статистики в России не существует. "Статистика по водным видам транспорта совершенно не соответствует действительности, - отмечает директор по развитию отраслевого агентства "Портньюс" Надежда Малышева. - Существуют российские компании, которые перевозят грузы на судах под иностранными флагами, в результате чего эти объемы не попадают в статистику Росстата".

Кроме того, по ее словам, Росстат с советских времен использует формулы расчета, не действующие в современных реалиях, что не позволяет аналитикам пользоваться данной статистикой. "Морские перевозки - это очень сложный бизнес, который практически невозможно фиксировать", - заключает Малышева.

Наиболее достоверные цифры Росстат публикует в отношении железнодорожного и трубопроводного транспорта, данные по которым предоставляют инфраструктурные монополии. В частности, ОАО "Российские железные дороги" /РЖД/ уже опубликовало данные о перевозках за весь первый квартал: грузооборот вырос на 6,7 проц, но погрузка осталась на уровне первого квартала 2013 года, а в марте даже снизилась на 0,4 проц.

"Рост грузооборота и отрицательный показатель по погрузке свидетельствует лишь об изменении направлений и логистических схем доставки грузов с увеличением длины железнодорожного плеча, - отмечает гендиректор агентства "INFOLINE-Аналитика" Михаил Бурмистров. - Увеличение грузооборота должно сказаться положительно на экономике РЖД, хотя в основном этот рост обеспечен за счет перевозок низкодоходных грузов - угля и стройматериалов. Но если говорить об экономике в целом, то результаты работы транспорта по первому кварталу свидетельствуют, скорее, о стагнации в промышленности", - полагает эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ИТАР-ТАСС02.04.2014