27-04-15 / 2015
Новости отрасли
Россия – Украина: на стыке двух инфраструктур

Коридоры для российских грузов всегда имели первостепенное значение в эксплуатационной работе "Укрзализныци" (УЗ). Здесь шли и идут сегодня основные объемы транзита, в котором по-прежнему доминирует российская составляющая; здесь же формируется значительная часть выручки украинского перевозчика, определяемая высокой транзитной ставкой.

Хотя, конечно, сложная политическая обстановка постепенно сказывается на сокращении транспортировок по всем направлениям. Ранее российский транзит традиционно доминировал в совокупной грузовой базе железнодорожного сообщения Украина - РФ, поскольку основную ее часть составляли массовые грузы российского происхождения, востребованные третьими странами.

По итогам прошлого года наилучший результат показали экспортные отправки из России в Украину, идущие через железнодорожные погранпереходы двух стран. В РЖД отмечают, что сейчас основную номенклатуру экспортных российских грузов, отправляемых в Украину, составляют: уголь (по итогам 2014 г. его отправлено 15,7 млн т), руда (11,8 млн), нефтеналив (5,4 млн), удобрения (3 млн т) и черные металлы (2 млн).

Можно даже сказать, что у железнодорожных погранпереходов сложилась своя специализация по пропуску различной грузовой номенклатуры: Тополи (ЮЖД) и Зерново (ЮЗЖД) - основные по пропуску угля и железорудного сырья (хотя в принципе с этими грузами работают все погранпереходы); Казачья Лопань (ЮЖД) - руды; Красная Могила (ДЖД), Тополи - казахстанской нефти (транзитной для ОАО "РЖД"); Зерново, Тополи - чугуна, аммиака; Зерново - метанола. Кроме того, Тополи - основная станция по пропуску российских насыпных удобрений (в направлении Европы и портов Украины); через Зерново идут контейнерные поезда российского направления.

Правда, как нам сообщили в Центральной дирекции управления движением - филиале ОАО "РЖД", в настоящее время из шести железнодорожных погранпереходов между Россией и Украиной без ограничений работают всего четыре: Суземка - Зерново, Соловей - Тополи, Выстрел - Лантратовка, Красный Хутор - Казачья Лопань.

В то же время в дирекции заверяют, что несмотря ни на что все заявки российских грузоотправителей на организацию перевозок грузов в адрес грузополучателей на территории Украины и транзитом через Украину в третьи страны сейчас выполняются в полном объеме. Правда, судя по всему, число желающих подавать такие заявки все же сокращается. Так, по данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД", в I квартале 2015 года в двустороннем железнодорожном сообщении между Россией и Украиной было перевезено 9 млн т грузов со снижением к январю - марту 2014-го более чем на четверть (на 26,7%).

Тем не менее специфика взаимодействия двух дорог продиктовала основную направленность эксплуатационной работы региональных магистралей УЗ, прилегающих к российской границе. Здесь сосредоточились основные усилия железнодорожников по совершенствованию технологии перевозочного процесса: организации длинноплечевых маршрутов, перевозки тяжеловесных составов. Так, состоялся эксперимент по организации длинного плеча на линии Красный Лиман - Запорожье (перевозки от границ России через сеть ДЖД и ЮЖД), однако от него пришлось отказаться ввиду снижения объемов поступления грузов со стороны РЖД. Прижились длинные плечи на трех внешнеэкономических направлениях УЗ: Донбасс - Карпаты (Европа), Европа - Львов - Киев (Дарница) - Зерновое, Купянск (узловая станция в сообщении с РФ) - Полтава - Бурты - Одесса. Из них первое сегодня фактически заблокировано, два других обеспечивают функционирование украинско-российского грузового сообщения.

Еще одним направлением совершенствования работы "Укрзализныци" с российскими грузами стало внедрение технологии работы тяжеловесными составами (для украинской сети - 6 тыс. т и более). В результате стало возможным принятие по переходам на границе с РФ составов-семитысячников. Южная и Одесская магистрали совместно внедрили эффективную схему перевозок тяжеловесными поездами российских грузов в направлении портов - без переформирования до узловой станции Знаменка. По такой схеме стали работать составы с российским транзитом весом 6,2-6,8 тыс. т, для которых были выделены специальные нитки графика. В дальнейших планах УЗ - обеспечение пропуска тяжеловесных поездов далее, прежде всего в направлении порта Южный, где идет работа с тяжелыми насыпными (сырьевыми) грузами. Отметим, что эта схема весьма востребована и сегодня, поскольку доля российского железорудного сырья остается весомой в грузообороте порта Южный (около 3 млн т по итогам 2014 г., 0,8 млн - за I квартал нынешнего).

Принципиальным решением "Укрзализныци" по повышению эффективности перевозок российских грузов стало разделение на сети грузового и пассажирского сообщения (эта задача диктовалась и требованиями внедрения скоростного пассажирского сообщения). Основной целью ставилось создание электрифицированного грузового хода от границ России к портам Черного моря. Это направление, проходящее через примыкающую к территории РФ Южную железную дорогу с выходом на линию Бурты - Користовка - Знаменка, уже электрифицировано до стыка с Одесской магистралью. Следующей задачей, не снимаемой и сегодня с повестки дня, ставится электрификация всего направления от границ с РФ к портам Одесского и Николаевского регионов, где ключевым является участок Долинская - Николаев (неэлектрифицированный). "Прежде всего электротяга экономически эффективнее, чем тепловозная. Кроме того, в Украине рынок электроэнергии более предсказуем, чем топливный", - пояснил, комментируя проект, советник начальника ОЖД Илья Левицкий. Данная идея, несомненно, остается в числе приоритетных и сегодня, хотя "Укрзализныця" анонсировала и иные проекты инфраструктурного развития за счет электрификации - в сообщении с Польшей и Беларусью. Однако с точки зрения объема грузовой базы российское направление остается пока наиболее перспективным. Что же касается инвестиций, то их у перевозчика нет на любой из упомянутых проектов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру27.04.2015