11-02-20 / 2020
Новости отрасли
Россия подтянула контейнеры

Страна улучшила позиции в логистическом рейтинге

Положение России как логистического узла среди развивающихся стран несколько укрепилось, следует из рейтинга 2020 Agility Emerging Markets Logistics Index. Страна заняла 13-е место в рейтинге, поднявшись на одну позицию. Положение в рейтинге могло бы быть выше с точки зрения перспектив внутренней и международной логистики, но его портят условия ведения бизнеса. Авиаперевозки грузов из EС в Россию, а также морские грузоперевозки между Россией и Eвропой растут высокими темпами. Но авторы рейтинга предупреждают: в 2020 году мировую логистику ждет рецессия на фоне снижения темпов роста мировой торговли, торговых войн и политической нестабильности.

В 2020 году мировой логистический рынок ожидает рецессия, следует из 2020 Agility Emerging Markets Logistics Index. Основной фактор - торговая война между Китаем и США, в ходе которой торговые ограничения коснулись китайского импорта общей стоимостью $360 млрд и американского стоимостью $110 млрд. В 2019 году объемы воздушных и морских контейнерных перевозок между странами упали на 10,9% и 11,8% соответственно. К числу других поводов для пессимизма авторы рейтинга относят сокращение оборотов мировой торговли, рост экономического протекционизма и политическую нестабильность. Вместе с тем последний фактор, обычно серьезно влияющий на логистику развивающихся стран, не сыграл в минувшем году определяющей роли: большинство стран, где наблюдалась политическая турбулентность, не утратили своих позиций в рейтинге, а Eгипет даже поднялся сразу на шесть мест.

Рейтинг складывается из трех параметров - перспективности внутренней логистики, международной логистики и условий ведения бизнеса в стране. Шестерка лидеров с прошлого года не изменилась: на первом месте по-прежнему Китай, на втором - Индия. Далее следуют ОАЭ, Индонезия, Малайзия и Саудовская Аравия. Мексика опустилась на одну ступень, уступив седьмое место Катару, а Таиланд поднялся сразу на две позиции, сместив с девятого места Турцию и выдавив Вьетнам из первой десятки. Впрочем, по оценкам авторов рейтинга, Вьетнам - одна из немногих стран, которые могут выиграть от торговой войны между КНР и США (по предварительным итогам 2019 года, ввоз вьетнамских товаров в США воздушным транспортом вырос на 23%, морем - на 25%).

Россия поднялась на одно место в рейтинге и заняла 13-е место по совокупности показателей. Позиция могла бы быть и выше - по перспективности внутренней и международной логистики страна заняла 11е и 10-е места соответственно, но положение подпортили условия ведения бизнеса (19-е место). Россия также сохранила присутствие в рейтинге международных логистических рынков с наибольшим потенциалом, но выпала из десятки, опустившись сразу на четыре позиции и заняв 11-е место.

По итогам 2019 года воздушный грузовой маршрут EС-Россия занял десятое место по темпам роста, нарастив объемы с 12,7 тыс. тонн в 2018-м до 13,6 тыс. тонн в 2019 году. Морской - на 11-м месте с ростом на 15,6%, до 39,8 млн тонн. Впрочем, маршрут EС-Украина обогнал его по приросту (на 17,7%, до 34,7 млн тонн). Объем морских перевозок в обратном направлении, из России в EС, - на восьмом месте по темпам роста, объем увеличился с 4,4 млн до 5,3 млн тонн (19,7%). При этом если в российском направлении грузопоток из EС год из года растет (прирост к 2012 году - 56%), то встречный - падает в среднем на 6,4% в год и до сих пор не восстановил объемы 2012 года, отставая на 37%.

Собеседник "Ъ" в одной из грузовых авиакомпаний говорит, что значительная часть грузов, перевозимых из России в EС авиатранспортом, идет транзитом из стран Азии. Часть грузов из Eвропы транзитом уходит в СНГ. "Не зная, какая часть груза растаможивается в аэропортах, сложно понять, какой объем этих грузов остается на территории РФ", - отмечает он.

Надежда Малышева из PortNews отмечает, что из РФ в направлении EС в большем объеме, чем годом ранее, отгружались минудобрения, лес, нефтеналивные грузы. В Россию поступали контейнеры как с товарами народного потребления, так и с комплектующими для производств. "Однако в части контейнерного грузопотока, не зная методики расчета этого рейтинга, можно допустить, что часть этого груза может быть азиатского происхождения с перевалкой (возможно, и перетаркой) в европейских хабах (таких как Роттердам) на фидерные линии до российских портов Балтики", - отмечает эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ11.02.2020