21-09-15 / 2015
Новости отрасли
Россия и страны Балтии – приоритеты транзитной геополитики

На фоне обсуждения приостановки потока железнодорожных грузов между Россией и Латвией совсем незамеченным оказалось завершение нового русла Суэцкого канала, которое официально открылось в августе. Канал имеет протяженность 72 км и глубину 24 метра. Расширение Суэцкого канала обошлось в 8,5 млрд долларов США, и его полностью профинансировал Египет - без иностранной помощи.

А параллельно Китай активно прорабатывает проект Нового Шелкового пути. Проект с аналогичным названием продекларировал и Казахстан. Между прочим, один из нескольких вариантов Нового Шелкового пути возможен через Красное море и тот же Суэцкий канал.

Еще один вариант предусматривает путь через Персидский залив и далее через арабские страны до средиземноморских портов. Железнодорожный вариант идет через постсоветские государства Средней Азии, Каспийское море, Азербайджан, Грузию (возможно, и Армению), далее по Черному морю. Есть еще один вариант - через Россию и Белоруссию, а еще один - через Украину, но в настоящее время он, наверное, маловероятен. На совершенствование инфраструктуры по всему протяжению пути Китай собирается потратить примерно 40 млрд долларов США.

У Америки есть своя альтернатива Новому Шелковому пути, нацеленная на ту же Европу - это Трансатлантическая зона свободной торговли. Переговоры о взаимной отмене пошлин и прочих барьеров в торговле между США и Евросоюзом идут уже давно и с переменным успехом. Американское производство, с одной стороны, сильнее европейского, а с другой, испытывает намного меньшую налоговую нагрузку, чем в перегруженных социальными обязательствами европейских странах. Последнее еще больше усугубляется в последнее время ситуацией в Европе с беженцами. Получается своего рода "неравный брак" со всеми вытекающими последствиями. Именно указанные факторы и приводят, очевидно, к пониманию многих европейских политиков об опасности для Европы создание такой зоны. Сотрудничество с Китаем для Евросоюза предпочтительнее, поскольку в области новых технологий и научных разработок Европа пока впереди.

Трансатлантическая зона свободной торговли, может создать серьезные сложности для Китая на едином европейском рынке. В этих условиях понятно, почему проект Нового Шелкового имеет для него стратегическое значение. В этом случае и новая ветка Суэцкого канала оказывается, как нельзя кстати. И все это в обход нынешнего направления в Европу через Россию и страны Балтии.

В этих условиях у обеих сторон возникают общие транзитные транспортные интересы. Может стоит подумать о геополитических приоритетах в долгосрочной перспективе?

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру21.09.2015