04-03-15 / 2015
Новости отрасли
Россия и Монголия договорились о перевалке

Министры транспорта России и Монголии подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве. В частности, предполагается расширение стратегического партнерства: грузы из Монголии будут переваливаться в российских портах на Дальнем Востоке.

Министр транспорта России Максим Соколов и министр дорог и транспорта Монголии Намхай Тумурхуу отметили необходимость сохранения базовых принципов работы совместного предприятия Улан-Баторской дороги (УБЖД), а также возможность дальнейшей работы по повышению его эффективности. Стороны заинтересованы и в развитии трехстороннего сотрудничества между Россией, Монголией и Китаем в части организации транзитных перевозок.

Однако в 2015 году, по данным Минтранса, объем коммерческих грузовых перевозок сократится на 2,8% по сравнению с 2014 годом. При этом грузооборот морских портов нашей страны в 2015 году должен вырасти на 4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, прогнозируют в Ассоциации морских торговых портов (АСОП).

Ранее на заседании правительства Монголии было принято решение о создании совместного предприятия «Гашуунсухайтская железная дорога» с участием зарубежного инвестора (Shenhua Group Corporation Limited). Подразделение китайской корпорации стало акционером новой компании Монголии, подписав с монгольскими угледобывающими компаниями «Эрдэнэс Таван-толгой», Energy Resources и «Таван-толгой» учредительный договор о создании совместного предприятия «Гашуунсухайтская железная дорога».

Совместное предприятие проложит магистраль по китайскому стандарту колеи 1435 мм между пропускными пунктами на границе Монголии и Китая и будет управлять ими. Дорога соединит автономный район Внутренняя Монголия с провинцией Шаньси (Северный Китай) с выходом к портам Поднебесной.

Между тем, по словам начальника департамента международного сотрудничества ОАО «РЖД» Сергея Столярова, говорить о конкуренции между Россией и Китаем не приходится. Перевозки грузов на Дальний Восток для Монголии – приоритетное направление.

«В первую очередь Монголии нужно было диверсифицировать возможные пути доставки грузов конечным клиентам, – говорит господин Столяров. – Согласно планам двух стран тот объем, что будет перевозиться по линии, строящейся на Китай, – в основном для нужд потребления самого Китая».

Специалист полагает, что транзитные перевозки через Китай проблематичны, поскольку инфраструктура достаточно загружена.

В то же время те объемы, которые пойдут транзитом через Россию в порты Дальнего Востока, предполагают доставку в направлении Японии и Кореи, включая внутренний российский рынок.

«Естественно, если Монголия выберет линию только на Китай, это монополизирует рынок и фактически поставит Монголию в зависимость от одного клиента. Что, безусловно, нехорошо», – пояснил Сергей Столяров.

Однако трасса в направлении Китая будет создана в рамках реализации государственной политики по повышению объемов экспорта угля и обеспечению внешнеторгового баланса Монголии. Протяженность дороги – 180 км, а в эксплуатацию ее планировалось сдать еще в середине 2014 года.

По словам руководителя специальной рабочей группы правительства Монголии Мэндсайхана Энхсайхана, стратегический инвестор для «Таван-толгоя» (консорциум компаний из КНР, Японии и Монголии) обязался провести дополнительную геологическую разведку для подтверждения увеличения запасов угля, выполнить работы по прокладке ветки Таван-толгой – Гашуунсухайт, через 30 лет передать 51% ее акций Монгольскому государству, начать строительство завода по переработке угля мощностью 30 млн тонн в год и предоставить нынешнему правительству Монголии $150 млн в качестве предоплаты в счет будущих налоговых выплат.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок04.03.2015