Ограничения на ж/д перевозки зерновых грузов в Китай "Казахстанские железные дороги" ввели 10 января. На этой неделе стало известно, республика в третий раз объявляет о продлении режима ограничений, уже до 20 февраля. Российские экспортеры заявляют тоже о сложностях в экспортных поставках зерна. Число российских компаний-экспортеров пшеницы сократилось до 31 с 69 за аналогичный период прошлого года. РЖД-Партнер с подробностями.
Казахстан: режим ограничений
Запрет на прием зерновых грузов в крытых вагонах для отправки в Китай через межгосударственный стыковочный пункт "Алтынколь – Хоргос" "Казахстанские железные дороги" вводят на период с 10 по 20 февраля 2025 года. Сложность в том, что ограничения на железнодорожные перевозки зерновых грузов, а также на прием порожних вагонов для отправки в Китай через межгосударственный стыковочный пункт "Алтынколь – Хоргос" ввели ранее: впервые – в январе 2025 года. На период с 21 по 31 января. Причины ввода ограничений объяснили скоплением более 90 контейнерных поездов и строительство вторых ж/д путей на участке "Мойынты – Достык". Сегодня же, 10 февраля, причиной продления ограничений назвали "скопление на казахстанско-китайской границе более 250 крытых вагонов из-за несвоевременной выгрузки в Китае".
Сообщается, что из-за сложившейся ситуации грузоотправителей освободили от штрафов за невыполнение заявленного плана перевозок за третью декаду января 2025 года.
Ранее на зерновом форуме в Астане замглавы Дирекции интегрированного планирования (филиал "Казахстанских железных дорог") Гани Есенбаев сообщил, что объем железнодорожных перевозок зерна из Казахстана в Китай сокращается из-за перегруженности досмотровых площадок на китайской стороне. По его словам, еще одной причиной ограничений приема казахстанского зерна стали введенные Китаем дополнительные проверки качества. Представитель дирекции тогда, на зерновом форуме отметил, что "вся инфраструктура по выгрузке зерновых грузов на китайской стороне работает на пределе, и не была рассчитана на большой объем со стороны Казахстана".
"Для решения проблем с китайскими таможенными органами были направлены обращения в министерства транспорта, сельского хозяйства, финансов, а также в Комитеты государственных доходов и государственной инспекции, "НПП "Атамекен" и другие заинтересованные организации", – разъяснил Есенбаев.
Всего же за 11 месяцев 2024 года Казахстан экспортировал пшеницы и меслина в три раза больше, чем импортировал: экспортировал 4,9 млн тонн пшеницы и меслина. Импортировал – 1,6 млн тонн, передают "АПК новости".
Россия снизила прогноза на экспорт зерна
В декабре 2023 года Россия приступила к исполнению 12-летнего контракта на поставку зерна в Китай. По его условиям грузы перевозят в специализированных контейнерах-зерновозах. Поезда отправляются в Китай из Забайкальского зернового терминала: крупнейший в России "сухопутный зерновой флот" должен обеспечить годовой оборот до 8 млн тонн зерна: сои, рапса, пшеницы, овса, кукурузы, подсолнечника и ячменя.
Год спустя, в январе 2025 года отгрузки зерна на экспорт, по предварительным данным, согласно прогнозу Российского зернового союза сократятся вдвое, до 2,7 млн тонн, для сравнения, в январе 2024 года они составили 5,3 млн тонн, показатели указаны в мониторинге Российского зернового союза. Директор аналитического департамента союза Елена Тюрина прокомментировала, что отгрузки пшеницы снизятся, по предварительным расчетам, до 2,1 млн тонн против 4, 071 млн тонн в январе прошлого сезона, ячменя - до 349 тысяч тонн с 476 тысяч тонн, кукурузы - до 230 тысяч тонн с 713 тысяч тонн соответственно.
Таким образом, с начала сезона (с 1 июля 2024 года) будет отгружено 36,8 млн тонн основных видов зерновых, что на 15,4% меньше, чем в прошлом сезоне (43,6 млн тонн). В том числе 32,1 млн тонн пшеницы (на 7,4% меньше). По оценке Тюриной, экспортный потенциал по пшенице с 1 февраля до конца сезона (до 30 июня 2025 года) составит около 12 млн тонн.
"Получается 2,4 млн тонн в месяц. В принципе январь уже показал близкий к этому потенциалу показатель в 2,1 млн тонн", – сказала она.
По ее словам, число стран, куда отгружалась российская пшеница, в январе сократилось до 25 с 35 годом ранее.
"Практически прекратились отгрузки таким крупным покупателям, как Пакистан, Индонезия, у которых в прошлом сезоне были большие закупки. Среди крупных покупателей в январе не было Алжира, который, скорее всего, переключился на покупки европейской пшеницы", – сказала она.
Основным покупателем был Египет, куда отгружено 530 тысяч тонн, сезоном ранее было 560 тысяч тонн.
"Отдельно стоит сказать о росте в пять раз закупок со стороны ОАЭ - до 120 тысяч тонн, – заявила эксперт. - Активно шли отгрузки в Нигерию, Танзанию, Вьетнам и Ирак. Год назад этих стран не было среди покупателей российской пшеницы. В семь раз выросли отгрузки в Оман - до 54 тысяч тонн, в Ливию - почти в два раза, тоже до 54 тысяч тонн".
Число российских компаний-экспортеров пшеницы сократилось до 31 с 69 за аналогичный период прошлого года. Сократилось и число портов, через которые отгружались зерновые и зернобобовые в январе - до 17 с 20 годом ранее.
"Отгрузки через Новороссийск упали на 51%, до 770 тысяч тонн, через Азов - на 70%, до 141 тысячи тонн, через Астрахань - на 54,5%, до 157 тысяч тонн. Рейдовая перевалка снизилась на четверть", – сообщила Тюрина.
Активизировались отгрузки через порты Балтики. В январе через Высоцк отгрузили 144 тысячи тонн в Нигерию и Вьетнам, через Усть-Лугу - 57 тысяч тонн в Сенегал и Того. Год назад экспорта зерна через эти порты не было.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
10.02.2025 |