17-05-15 / 2015
Новости отрасли
Россия благоволит латвийскому транзиту

На недавней юбилейной выставке "ТрансРоссия", которой исполнилось 20 лет, Рижский свободный порт отметил свое 815-летие, с гордостью указав на то, что старше латвийской столицы на год. О выставке, положении балтийского транзита в условиях взаимных экономических санкций ЕСи Россиии ближайших планах Рижского порта БКпобеседовал с руководителем департамента маркетинга порта Эдгаром Суной. Главный вывод - благодаря усилиям стивидоров, управления порта и Минсообщенийскладывается благожелательное отношение со стороны Россиик транзитной отрасли Латвии.

Уютный холл в управлении Рижского свободного порта в парке Кронвальда, в окружении картин  на морскую тематику молодой латвийской художницы Илзе Лайзане располагал к неспешной беседе. Первым делом БК поинтересовался, почему эту дату пор решил отметить в Москве. По словам директора по маркетингу, это был своеобразный маркетинговый ход, который позволил привлечь внимание к порту значительного количества потенциальных, и прежде всего, российских партнеров.

Для еще большей популяризации порта на во время выставки "ТрансРоссия" был дан прием, посвященный 815-летию Рижского порта. На нем присутствовало более 150 человек, представлявших транспортные компании из разных стран. Специально подсчет гостей не велся, но, словам Эдгара, трехэтажный праздничный торт был поделен на 150 кусочков, и все они разошлись среди участников презентации. С приветственными адресами  выступили представители многих крупных компаний, таких как Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК), созданная ОАО Российские железные дороги, ОАО Трансконтейнер, Казахстан темир жолы, Белорусская железная дорога (БЖД),  а также Транспортная группа FESCO.

Выставка и конференция

Ежегодная международная выставка "ТрансРоссия", проходящая в Москве в двадцатых числах апреля, является самым крупным транспортно-логистическим мероприятием в России. В этом году в выставке "ТрансРоссия" приняли участие свыше 350 российских и зарубежных компаний из 27 стран (в 2014 году 495 компаний из 29 стран).

Последние пару лет выставка и конференция "ТрансРоссия" проводится в выставочном центре "Крокус-Сити". В этом году, по словам Э. Суны, многие постоянные участники проигнорировали выставку. Не было стендов Голландии, Бельгии, Украины, один из павильонов вообще пустовал, что можно объяснить спадом в транзитной отрасли в связи с взаимными санкциями ЕСи России. В то же время все страны СНГ и Балтии как обычно активно работали на выставке и сопутствующей ей конференции. 

В международной конференции приняло участие более 400 делегатов. Как отмечает Э. Суна, большая часть времени на конференции была отведена обсуждению технических вопросов транспортной отрасли РФ, и меньше акцентировались проблемы международных перевозок. Геополитические вопросы развития отрасли на пленарном заседании конференции не затрагивались вообще. Тем приятнее было узнать, что на пленарке  из трех Балтийских стран слово было дано только Латвии, с сообщением выступил госсекретарь Министерства сообщений ЛР Каспарс Озолиньш, отметивший значение выставки "ТрансРоссия" для Латвии: "Важно участие в этой выставке, важна возможность встреч со своими ближними и дальними соседями, уже существующими партнерами по бизнесу и единомышленниками, и с новыми потенциальными клиентами, наладить деловые контакты с которыми помогает данный форум".

Рижский свободный порт второй год  участвовал в выставке отдельным стендом, где были представлены шесть стивидорных компаний и управление порта. Порты Вентспилса и Лиепаи, а также Латвийская железная дорога были размещены рядом под крышей общего стенда Латвии.

Латвия оказалась в фаворе

Внимание к Латвии со стороны российских транспортных компаний можно объяснить  более благожелательным отношением (в крайнем случае - нейтральным) к латвийскому транзиту, считает Э. Суна. И это хороший знак для Латвии. В дни выставки нашу страну неоднократно упоминали в этой связи в российской деловой прессе.  Во многом такое внимание к латвийскому транзиту в России сложилось благодаря усилиям Минсообщений Латвии и его министра Анрийса Матисса. Э. Суна напомнил, что в декабре 2014 года на "Транспортной неделе России" латвийская группа участников была единственной приглашенной иностранной делегацией из Западной Европы.

В целом, несмотря на санкции, экспорт российскихэнергоресурсов в Европурастет, за счет этого обеспечивается обратный грузопоток контейнерных грузов из Европыв Россиюи страны СНГ. Добыча  энергоносителей их экспорт через российские порты на Балтике ограничены мощностью этих портов. Поэтому в игру вступают порты Балтийских стран. Латвийские порты демонстрируют себя как наиболее надежные и конструктивные партнеры в отношениях с российскими партнерами. В начале года Россияввела санкции на транспортировку всех грузов из ЕС. Это затронуло транзит и в другие страны СНГ. В настоящее время возобновлен транзит через Россию в Казахстан, но пока не открыт коридор в другие государства Средней Азии.

Рижский порт - стабильный лидер

Для Рижского свободного портаочень важны казахстанскиегрузы.  Портпредоставил казахстанскимпартнерам лучшие условия перевозки ферросплавов, чем Клайпеда, и теперь все 600 тыс. тонн этих грузов идут в Европучерез Ригу.

Рижскийцентральный терминал(RCT), один из крупнейших в странах Балтии, имеет надежного партнера по перевалке угля. Дочернее предприятие Рижского торгового порта(RTO) и Uralchem Freight Limited- Riga Fertilizer Terminal, открытый в декабре 2013 года, уже второй год  работает на полную мощность, в середине февраля терминал отгрузил двухмиллионную тонну продукции с момента запуска в эксплуатацию.

Рижский порт - стабильный лидер среди портов Балтийских стран. В 2014 году грузооборот порта составил 41,08 млн. тонн, рост за год на 15,8%. В целом три латвийскихпорта в первом квартале 2015 года снизили грузооборот на 4,5%, Вентспилс- минус 3,6%, Лиепая- минус 16,7%. И только Рижский портувеличил перевалку грузов  на 6,7%. Рост обеспечили, прежде всего, уголь (+15,1%), минеральные удобрения (+39,2%) и нефтепродукты (+2,7%). 

Несмотря на санкции Рижскому порту, единственному из стран Балтии, удалось в прошедшем году сохранить на прежнем уровне контейнерный грузооборот. В первом квартале 2015 года перевалка контейнеров увеличилась на 2,3%.

Э. Суна подчеркнул, что все латвийские порты показали себя как наиболее конструктивные и надежные партнеры России и могут работать успешно. Если говорить о Рижском порте, то в этом в первую очередь, заслуга 35 стивидорных компаний, а также управления порта, постоянно занимающегося улучшением инфраструктуры. Так, углубление канала необходимо для привлечения крупнотоннажных судов, что очень важно при перевалке угля и минеральных удобрений, себестоимость одной тонны груза снижается при более объемных загрузках. Несомненна заслуга и Латвийской железной дороги, которой удается договариваться с РЖД о более выгодных тарифах для портовиков. Но главное - доброжелательное отношение России к транспортной отрасли Латвии на политическом уровне.     

Продолжается в порту и  работа  по реализации новых проектов. Важнейшим проектом 2015 года станет перенос до конца августа публичной инфраструктуры из центра столицы на Криевусала (Русский остров). В течение 24 месяцев стивидорные компании должны перебраться из центра на остров, завершив перевод своих терминалов во втором полугодии 2017 года.

В порту постоянно ведутся работы по углублению акватории и поддержанию соответствующей глубины на должном уровне, а также осуществляется модернизация железнодорожной инфраструктуры.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Балтийский курс17.05.2015