23-05-14 / 2014
Новости отрасли
Российско-китайский транзит: новые драйверы развития

Подписанное в Шанхае соглашение о стратегическом сотрудничестве между ОАО "РЖД" и Китайскими железными дорогами - новый шаг в обоюдном развитии грузовых перевозок России и Поднебесной. При этом для нашей страны важно укрепить сухопутные связи между азиатским и европейским рынками, которые проходят через ее территорию.

Согласно документу, предстоит создать условия для увеличения пропускной и провозной способности железных дорог в связи ожидаемым ростом объемов международных железнодорожных перевозок между Россией и Китаем и транзита по их территориям. Также будет совершенствоваться процесс непосредственной организации перевозок, улучшаться работа погранпереходов.

Кроме того, стороны намерены оптимизировать условия и технологии контейнерных отправок, в том числе за счет организации регулярных графиковых контейнерных поездов, способствовать созданию конкурентоспособных тарифных условий на железнодорожные перевозки по транзитным маршрутам Китай - Россия - Европа. Также планируется работа, необходимая для сокращения сроков доставки транзита по территориям причастных государств, совершенствования систем безопасности, расширения терминально-складских комплексов на основных маршрутах перевозок.

Напомним, что в 2013 году объем грузопотока через погранпереходы в сообщении с КНР увеличился по сравнению с 2012-м на 8% и составил 30,5 млн т, в том числе: экспорт - 27,9 млн т, импорт - 2,5 млн т, транзит в КНР - 75,4 тыс. т, транзит из КНР - 135,5 тыс. т. При этом объем перевозок крупнотоннажных контейнеров превысил 407,8 тыс. TEU (+7% соответственно). А тот же показатель за I квартал 2014 года составил 103 159 TEU, что на 8% больше, чем за аналогичный период 2013-го.

Увеличивающийся товарооборот между РФ и Китаем также потребует укрепить логистику и железнодорожную инфраструктуру, обслуживающую евро-азиатские перевозки, заявил во время визита в Санкт-Петербург министр транспорта России Максим Соколов. Без этого сложно будет обеспечить намеченный рост товарооборота, который к 2015 году может составить $100 млрд, а к 2020-му - до $200 млрд против $70 млрд в нынешнем году.

Усиление координации специалистов КНР и РФ в сфере железнодорожного транспорта, как считает генеральный секретарь Китайского народного общества дружбы с заграницей Ли Сикуй, поможет реализовать многие проекты, способные стать прорывными в развитии международных грузоперевозок. И прежде всего необходимо строить новые пути. По словам и. о. ректора Пекинского транспортного университета Чень Фэна, одним из важнейших проектов назван железнодорожный мост Тунцзян - Нижнеленинское, сооружение которого намечено начать в ближайшее время.

Кроме того, для успешного развития железнодорожных перевозок между РФ и КНР нужно внедрять инновации. Этому должно способствовать уже запланированное более глубокое научно-исследовательское сопровождение реализуемых железнодорожных проектов. И новое соглашение о стратегическом сотрудничестве между ОАО "РЖД" и Китайскими железными дорогами открывает здесь новые грани сотрудничества. Не случайно намечены меры по углублению интеграции между отраслевой наукой двух стран. В перспективе на основе существующих научно-исследовательских центров и лабораторий могут появиться технопарки.

Инновации, как считает президент НП "Гильдия экспедиторов" Семен Резер, ускорят прохождение железнодорожного транзита из Китая в РФ. "Одно из узких мест для трансграничных перевозок грузов - погранпереходы, - отметил С. Резер. - Они оснащены устаревшими технологиями, в контролирующих службах недостаточно развиты системы электронного документооборота". Другое обстоятельство, сдерживающее рост грузоперевозок, - уровень логистического сервиса. Модернизация погранпереходов помогла бы не только существенно ускорить пропуск грузов, но и повысить доходность транзитных перевозок, полагает С. Резер.

Руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Поликарпов добавил, что в целом разрабатываемые меры помогут укрепить сухопутные связи не только между РФ и КНР, но и между азиатским и европейским рынками.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру23.05.2014