24-03-14 / 2014
Новости отрасли
Российским вагонам нужны российские комплектующие

Безопасность железнодорожных перевозок в течение долгих десятилетий была основным аргументом в их пользу по сравнению с автомобильными и авиационными. Останется ли он актуальным и в будущем?

Безопасность железнодорожных перевозок в течение долгих десятилетий была основным аргументом в их пользу по сравнению с автомобильными и авиационными. Останется ли он актуальным и в будущем? 

В последнее время этот же аргумент все чаще кажется сомнительным, и причина тому - комплектующие, производимые в разных частях планеты. Увы, меньшую их часть сегодня делают в России, хотя для этого имеются все возможности и предпосылки… 

Отечественные железнодорожники намерены заказать тысячи современных, инновационных вагонов, построенных на базе американских технологий. О том, что изначально не всегда качественная американская техника в российских условиях ведет себя капризно и нередко становится причиной крупных аварий, стыдливо умалчивается. Равно как и о том, что переход на сомнительного качества комплектующие иностранного производства больно ударит по отечественному производителю. 

Только за первые месяцы 2014 года в России было зарегистрировано шесть железнодорожных аварий, произошедших по причине брака в литье и других дефектов, допущенных при производстве вагонных тележек. По мнению специалистов, столь серьезными показателями железнодорожники обязаны в первую очередь низкому качеству американских и украинских комплектующих. Вот хроника этой необъявленной «рельсовой войны» за не окончившийся еще март месяц. 

2 марта на участке Кривандино-Черусти сошли с рельсов и загорелись 18 вагонов. Причиной ЧП стал излом боковой рамы, произведенной ООО «ПК «Бежицкий сталелитейный завод».

8 марта на станции Зима в Иркутской области сошли с рельсов два вагона грузового состава. По счастью, жертв и ущерба экологии удалось избежать. Расследовавшая причину аварии комиссия пришла к выводу, что сход вагонов объясняется изломом вагонной тележки, изготовленной на украинском «Кременчугском заводе стального литья». 

На следующий день, 9 марта, на станции Филипповка Куйбышевской железной дороги сошел с рельсов вагон грузового поезда, изготовленный на украинском ООО «Трансмаш» с использованием бракованного литья американской компании Amsted Rail Company Inc.  

Замначальника Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры «РЖД» Владимир Билюгин рассказал, что еще один случай обнаружения брака в литье, выпущенном американским производителем, был зафиксирован на самой Украине – там под одним из вагонов сломалась боковая рама колесной тележки, а в другой была обнаружена трещина.

Казалось бы, регулирующим органам стоит обратить внимание на подозрительно частые совпадения случаев аварий с использованием украинского и американского вагонного оборудования. Но вместо этого «Объединенная вагонная компания» сообщает о масштабных планах использования именно американской техники. Cтало известно, что компания уже подписала контракты на производство новых, инновационных вагонов с «Алтайвагоном», «Рославльским вагоноремонтным заводом», «Новокузнецким вагоностроительном заводом» и «Могилевским вагоностроительном заводом». Все новые вагоны общим числом 5500 штук будут использовать колесные тележки Barber, разработанные американской Standard Car Truck. Примечательно, что заводы займутся только сборкой, а техническую документацию и комплектующие им предоставит ОВК. Еще один крупный вагоностроительный завод – Тихвинский – поставил тележки Barber на поток еще в прошлом году. Предприятие готово выпускать до 13 тысяч «инновационных» вагонов в год, претендуя на 12% вагонного рынка страны. 

«Объединенная вагонная компания», вагонный парк которой составляет сегодня 11 тысяч вагонов, в течение ближайших лет намерена довести их число до 60 тысяч штук. В какие миллионы это обойдется и сколько аварий может произойти по вине ненадежных американских комплектующих, не сообщается. А ведь эксплуатировать «американцев» и «украинцев» собираются и другие компании. 

Стоит напомнить, что не так давно Россия уже вводила санкции в отношении производителей бракованных тележек – украинских ПАО «Кременчугский сталелитейный завод» и ОАО «АзовЭлектроСталь». Поводом для жестких мер тогда послужили три подряд аварии, произошедшие в январе 2012 года. Введенные «РЖД» меры были беспрецедентны - временный запрет погрузки на вагоны с подозрительными тележками, прекращение эксплуатации целых партий вагонов, чьи тележки имели непосредственное отношение к авариям, и приостановка действия сертификатов соответствия двух украинских заводов. 

Возможно, помня об этом опыте, российским железнодорожникам стоило бы повнимательнее присмотреться к отечественным производителям, не запятнавшим себя выпуском бракованной техники. Чем поддерживать украинских и американских бракоделов, логичнее было бы вкладывать средства в российский металлургический и вагоностроительный бизнес, качество работы которых проконтролировать намного легче.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Эксперт Online24.03.2014