24-02-12 / 2012
Новости отрасли
Российские вагоностроители в 2011 году взяли очередной рекорд, выпустив 62,8 тыс. грузовых вагонов, это на 24,4% больше, чем в 2010-м

Российские вагоностроители в 2011 году взяли очередной рекорд, выпустив 62,8 тыс. грузовых вагонов, это на 24,4% больше, чем в 2010-м. По традиции наибольший спрос наблюдался в сегменте полувагонов. Какие факторы влияли на покупательскую активность и что может измениться уже в наступившем году?

Вагоностроители России и Украины выпустили в 2011 году свыше 115 тыс. грузовых вагонов (62,8 и 52,3 тыс. ед. соответственно), что на 27% выше уровня 2010-го. При этом выпуск полувагонов превысил 79,4 тыс. ед. (+45%).

Производство подстегивалось высоким спросом на новые вагоны. В прошлом году на него влияло сразу несколько факторов: отложенный спрос, сформировавшийся в 2009–2010 гг., значительный объем списания подвижного состава, выработавшего свой ресурс, а также стремление ряда компаний купить вагоны, так сказать, впрок. У грузовладельцев и их кэптивных операторов последнее было продиктовано желанием гарантировать вывоз своей продукции в условиях неравномерного распределения парка под управлением РЖД. Независимые операторы и лизинговые компании до продажи акций ПГК также старались пополнить свои парки, пребывая в некоторой неизвестности относительно будущего развития рынка. Все это в комплексе сформировало по-настоящему высокую покупательскую активность в минувшем году.

Основными покупателями полувагонов в 2011-м стали лизинговые компании ООО "Промоинвест-М", ОАО "ВТБ Лизинг", ОАО "ВЭБ-лизинг", ЗАО "Сбербанк Лизинг", которые затем отдавали вагоны в аренду операторам.

Одну из последних крупных закупок произвела Вторая грузовая компания. Она приобрела 1750 новых полувагонов производства ОАО "НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ). Поставка осуществлена в IV квартале 2011 года.

Полувагоны на первичном рынке покупала и Независимая транспортная компания. Как сообщил генеральный директор НТК Александр Печурин, было приобретено 411 вагонов нового поколения модели 12-196-01. "Это инновационная разработка УВЗ, соответствующая лучшим мировым стандартам. Вагоны данной модели отличаются увеличенным межремонтным пробегом – до 250 тыс. км, повышенной грузоподъемностью – до 75 т и нагрузкой на ось колесной пары 25 тс", – отметил он.

Что касается цен, то, по оценкам А. Печурина, в течение 2011 года они подросли, но незначительно. Исполнительный директор компании RAIL1520 Дмитрий Бовыкин добавляет, что рост был заметен в основном в начале года, а с середины лета цены стабилизировались. RAIL1520 весь свой 2,5-тысячный парк сформировала именно в 2011-м. Преимущественно он состоит из полувагонов и цистерн (все они нового производства и выпущены в 2011 г.), присутствуют также и крытые вагоны, купленные на вторичном рынке.

Итак, российские вагоностроители постепенно увеличивают предложение. Достаточно отметить, что прирост полувагонов на сети российских железных дорог составил в 2011-м порядка 60 тыс. ед. Вместе с тем новых вагоностроительных мощностей в России в прошлом году введено не было.

В течение последних двух лет производственные мощности заводов СНГ, так сказать, догоняли спрос. "Расширение мощностей по вагонному литью в конце 2010-го позволило стабилизировать ситуацию с ценами на вагоны, однако спрос все еще остается на высоком уровне, – отмечает Д. Бовыкин. – Из-за нехватки производственных мощностей заводы производят самый ходовой продукт – полувагоны и цистерны. Производство вагонов остальных типов пока на очень низком уровне, и в ближайшее время мы ожидаем увеличения спроса на специализированный подвижной состав, парк которого давно не обновлялся".

Примечательно, что, по мнению ряда экспертов, именно в 2011 году был пройден пик закупок. И уже начиная с 2012-го надо ожидать постепенного снижения спроса на новые грузовые вагоны. Так, по оценкам специалистов ВГК, объем продаж в России в нынешнем году может составить порядка 50–60 тыс. ед. против более 102 тыс. в 2011-м. Одна из причин – тенденция к снижению доли списания отслуживших свой срок вагонов (максимум пришелся на 2009–2010 гг.). Правда, ПГК хотя и завершает активный период списания, но до 2015 года планирует вывести из эксплуатации еще около 15–17 тыс. ед. Кроме того, ВГК реализует комплексную программу модернизации подвижного состава. Только в 2012-м она планирует приобрести 9 тыс. полувагонов и 2,5 тыс. крытых вагонов у различных производителей.

Вместе с тем спрос на полувагоны в 2012 году может возникнуть у администраций железных дорог стран СНГ, перевозчиков угля, а также самих угледобывающих компаний. Например, ОАО "Кузбассразрезуголь" уже приняло решение о закупке 2,5 тыс. полувагонов в собственность. А ПГК планирует в текущем году приобретение 14 тыс. полувагонов производства "Уралвагонзавода".

По мнению большинства экспертов, спрос на полувагоны сдерживается высокими ценами, зато по мере насыщения рынка произойдет оптимизация стоимости универсальных вагонов. Ожидается, что в 2014–2015 гг. уровень цен будет иметь тенденцию к снижению в связи с усилением конкуренции после выхода на проектную мощность Тихвинского вагоностроительного завода, ЗАО "Промтрактор-Вагон" и новой сборочной площадки "Уралвагонзавода" в Омске, а также ликвидацией дефицита крупного вагонного литья. Рыночная стоимость полувагона, по оценкам аналитиков, сократится до уровня 2,05–2,1 млн руб. (в настоящее время – 2,3 млн). Таким образом, не исключено, что с 2014 года рынок вагоностроения России и СНГ станет профицитным, что, в свою очередь, будет стимулировать вагоностроителей к снижению цен, диверсификации производств и поиску новых форм поддержки спроса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru22.02.12Пик закупок полувагонов пройден?