21-07-10 / 2010
Новости отрасли
Российские порты продолжают увеличивать объёмы перевалки угля, Кузбасс вышел на докризисные объёмы добычи, а рынок АТР продолжает разви...

По данным Министерства транспорта, объёмы экспорта российского угля (в том числе и коксующихся марок) увеличились в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10%. В пресс-службе Минтранса пояснили, что хорошо сработали только порты Южного и Дальневосточного бассейнов, которые в этом году перевалили угля на 27% больше, чем за шесть первых месяцев 2009 года. Порты, сосредоточенные на Дальнем Востоке, переработали в общей сложности 16,1 млн. тонн, на Юге – 3,8 млн. тонн. А вот порты Северо-Западного бассейна сработали с минусом. В этом регионе уголь перегружают порты Мурманска, Усть-Луги, Высоцка и Архангельска. Объёмы перевалки угля в этих портах на протяжении шести месяцев этого года колебались, но в итоге в общей сложности они перевалили 12,4 млн. тонн угля, что на 10% меньше, чем в прошлом году. По данным ТЦФТО Западно-Сибирской дороги, с которой отгружается большая часть экспортного угля России, в этом году изменилось соотношение между отправляемыми объёмами угля в направлении портов Востока и Запада. В направлении западных портов объёмы снизились на 6% к уровню 2009 года. В ТЦФТО пояснили, что эти объёмы ушли на Восток, откуда уголь активно сбывается на рынки АТР.

В первом полугодии 2010 года процентное соотношение отправленного с ЗСЖД угля в порты Востока и Запада составило 29% и 71% соответственно. Кроме того, эксперты связывают падение объёмов перевалки угля в портах Северо-Западного бассейна с замедленными темпами развития промышленности Западной Европы, куда и отправляют своё сырьё российские угледобывающие компании.

Аналитик УК «Уралсиб» Николай Сосновский считает, что разница между объёмами экспорта угля в западную и восточную части Европы (куда экспортные отгрузки осуществляются в основном через порты Южного бассейна) обусловлено различиями в посткризисном поведении экономик стран. «Изначально по развивающимся странам Восточной Европы кризис ударил сильнее. Но именно поэтому и восстановление здесь происходит динамичнее по сравнению со странами Западной Европы, более стабильными, потерявшими меньше, но, значит, и медленнее набирающими обороты», – объясняет эксперт. Так как потребление энергетического угля находится в прямой зависимости от темпов выхода из рецессии, то и увеличение объёмов экспорта угля будет идти быстрее, чем у более стабильной, но менее подвижной Западной Европы. Также Николай Сосновский отмечает, что в 2009 году российская металлургия была загружена не сильно, и не было такой потребности в этом виде сырья. «Избыток отправлялся на экспорт, а сейчас металлургические компании получили большую загрузку – значит на экспорт идёт меньше угля», – отмечает аналитик «Уралсиба».

По итогам прошедшего полугодия можно констатировать, что угледобывающие компании вышли на докризисные объёмы. Вернее, это касается предприятий Кемеровской области, которая с января по июнь выдала на-гора 90,6 млн тонн угля. Это почти на 10% больше, чем в прошлом году, и столько же, сколько было добыто в Кузбассе в первом полугодии 2008 года. По словам гендиректора агентства «Росинформуголь» Анатолия Скрыля, компании, которые во время кризиса чувствовали себя уверенно и практически не снижали показателей, сегодня констатируют отставание по объёмам, а те предприятия, для которых вторая половина 2008 и 2009 годов была провальной, сегодня показывают мощный прирост. Так, с внушительным приростом к шести месяцам 2009 года сработали УК «Южный Кузбасс» (прирост составил около 2,5 млн тонн), УК «Кузбассразрезуголь» (рост на 1,8 млн. тонн), «СДС-Уголь» (рост на 1,2 млн тонн).

Анатолий Скрыль уверен в том, что эти показатели говорят также о стабилизации всей российской промышленности. «Уголь – это замыкающий вид топлива. В прошлом году промышленность падала, ВВП падал, сейчас началось восстановление, требуется больше энергии, а значит, и больше угля», – говорит Анатолий Скрыль. По данным ТЦФТО Западно-Сибирской дороги, за первое полугодие 2010 года по ЗСЖД перевезено 44,4 млн. тонн экспортного угля – это рост на 1% к уровню 2009 года. Здесь констатируют, что произошло увеличение погрузки в направлении портов Востока России на 1,8 млн. тонн к 2009 году, а также в направлении портов Азово-Черноморского бассейна – на 1 млн. тонн к 2009 году.

По словам начальника ТЦФТО Красноярской железной дороги Валерия Лебедика, по итогам первого полугодия 2010 года увеличение перевозок угля по КрЖД на экспорт к уровню прошлого года составило 35,2% – до 634,5 тыс. тонн. «Основную роль в увеличении отгрузки угля на экспорт сыграла холодная зима, которая повлияла на расход и остаток энергетических углей на складах электростанций Европы», – отметил Валерий Лебедик.

Он также подчеркнул, что в этом году на экспорт начали отправлять угли с нового месторождения: «ООО «Енисейская промышленная компания» с января текущего года осуществило пробную отгрузку тувинских углей на экспорт через балкерный терминал Ванино на металлургические предприятия Китая».

По Восточно-Сибирской железной дороге за первое полугодие 2010 года перевезено 2,2 млн. тонн угля, а в 2009 году – 1,3 млн. тонн. «Как видите, динамика положительная, и, на наш взгляд, объёмы будут расти, потому что мы грузим уголь на АТР через дальневосточные порты, где как раз построили новый терминал», – рассказала начальник отдела маркетинга ТЦФТО ВСЖД Вера Околелова. Ход властей

Согласно проекту, который сейчас готовят чиновники пяти ведомств, общая мощность портов Дальневосточного региона к 2015 году увеличится как минимум в 1,5 раза, и они смогут обрабатывать до 50 млн тонн угля.

Ведомства должны учесть существующие проекты в угольной отрасли: через два года начнётся угледобыча на Эльгинском месторождении. Металлургический холдинг «Мечел», который реализует этот проект, вскоре намерен завершить строительство в Ванино терминала мощностью 20–25 млн. тонн в год. Но для этого требуется увеличить пропускные способности Дальневосточной дороги. Эту задачу в Минэнерго называют стратегической. «Работа по расширению мощности угольных терминалов активно ведётся угольными компаниями. Необходимо ускорение строительства железнодорожных магистралей для выхода к портам Ванино (Кузнецовский тоннель) и Восточный, а также ликвидации «узких» мест БАМа и Транссиба в районе от Нерюнгри до портов Дальневосточного бассейна», – говорят представители Минэнерго.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.07.10Всё на экспорт