28-10-13 / 2013
Новости отрасли
Российские лизинговые компании планируют освоить новые рынки

Из-за профицита подвижного состава на сети РЖД лизинговые операции с вагонами в России сокращаются. В такой экономической обстановке лизингодатели присматриваются к рынкам Украины и Казахстана, которые нуждаются в обновлении парка.

Становится тесно

В 2009-2011 годах лизинг железнодорожного подвижного состава в РФ являлся общим "локомотивом" роста всего рынка. С 2012 года наметилась тенденция к сокращению объема этого сегмента, который, однако, лидерские позиции не отдает. Хотя вагоны все реже становятся предметом лизинговых сделок из-за профицита подвижного состава.

"Причина в насыщении рынка и, как следствие, снижении арендных ставок и спроса на полувагоны. По данным "Эксперта РА", по итогам I полугодия 2013 года доля лизинга железнодорожной техники в структуре объема бизнеса снизилась до 34% (в I полугодии 2012-го было 55%). Вероятно, в 2013-2014 годах, если не будут предприняты меры государственной поддержки, доля железнодорожной техники в структуре рынка сохранится на этом же уровне", - говорит генеральный директор ОАО "ТрансФин-М" Дмитрий Зотов.

По его мнению, поддержать рынок может запрет на использование парка устаревших вагонов и субсидирование программы утилизации. Продление сроков эксплуатации и дальнейшее снижение цен и ставок аренды, наоборот, будут давить на объемы рынка.

В итоге лизинговые компании России начали присматриваться к рынку стран-соседей.

"Мы пока не работаем на рынке стран СНГ, но находим этот сегмент очень привлекательным для оперативного лизинга. В контексте нашей стратегии развития мы рассматриваем возможность выхода на рынок перевозок СНГ в форме совместного предприятия с одним из действующих там операторов", - говорит глава "ТрансФин-М".

С точки зрения емкости рынка, перспектив роста и уровня износа парка среди стран СНГ, по его мнению, сегодня наиболее интересны рынки Украины и Казахстана.

"Парк грузовых вагонов Казахстана насчитывает порядка 125 тыс. единиц, Украины - порядка 200 тыс. При этом в парке Украины более 20% полувагонов с возрастом более 22 лет, более 60% зерновозов возрастом от 25 до 30 лет, 10% - старше 30 лет", - пояснил Дмитрий Зотов.

Кроме того, выход на рынок Казахстана позволил бы подойти ближе к таким перспективным направлениям, как Китай и Азербайджан.

ЗАО "Сбербанк Лизинг" уже представлен на рынках Украины и Казахстана своими дочерними обществами. Там также считают, что в ближайшие несколько лет наибольший объем лизинговых сделок в транспортной отрасли (и в железнодорожном сегменте) среди стран СНГ будет сосредоточен именно в этих странах, однако более перспективным, на их взгляд, выглядит рынок азиатских коллег.

"Если говорить о среднесрочной перспективе, то это, безусловно, лизинг подвижного состава - в Казахстане износ парка вагонов даже выше, чем в России", - говорит директор департамента по работе с крупнейшими клиентами ЗАО "Сбербанк Лизинг" Анастасия Ха лилова.

Конкуренты уже выросли

Действующие участники лизингового рынка непосредственно в Казахстане, конечно, и сами помнят про сегмент железнодорожной техники. Однако пока лизинговые сделки в этом сегменте носят эпизодический характер, рассказывают казахстанские эксперты. В любом случае на этом рынке однозначно есть и свои сильные игроки, поэтому завоевать этот рынок российским лизингодателям будет не так просто.

"В первом полугодии 2013 года доля железнодорожной техники в объеме новых сделок лизинговых компаний составила порядка 3%. В 2012 году крупнейшие лизинговые компании, по нашим данным, вообще не заключали сколько-нибудь значимых сделок в данном сегменте. Пока лизинговые сделки в этом сегменте носят эпизодический характер", - объяснил эксперт отдела рейтингов агентства "Эксперт РА Казахстан" Василий Колобин.

На казахстанском рынке регулярно появляются новые игроки, и конкуренция растет. Правда, активную лизинговую деятельность ведут только порядка 15 компаний. При этом рынок достаточно сильно сконцентрирован на компаниях, конечным собственником которых является государство. Активности же со стороны российских компаний на рынке пока не наблюдается.

"Именно государственные компании задают основные тренды и масштабы рынка. Интерес иностранных игроков к казахстанскому рынку лизинга пока достаточно мал, вероятно, в силу его размеров и нерешенных проблем проведения лизинговых операций в Казахстане. Среди крупных лизинговых компаний только несколько иностранных, в том числе одна российская. Существенной активности со стороны российских компаний мы в данный момент не видим. Напротив, есть примеры успешного выхода казахстанских компаний на российский рынок", - поясняет Василий Колобин.

Российская компания, которая осуществляет лизинговые сделки в Казахстане, отмечает, что конкуренция с местными компаниями чувствуется.

"Мы уже работаем на рынке железнодорожного лизинга. Конкуренция, конечно, ощущается, но в основном с дочерними к о мпаниями российских лизингодателей и крупнейшими национальными и зарубежными банками", - говорит директор управления по работе с дочерними и зависимыми обществами ЗАО "Сбербанк Лизинг" Тимур Бойтемиров.

Среди трудностей, с которыми сталкиваются на этом рынке компании, называют, в частности, монополизацию сектора железнодорожных перевозок. Ведь возможным крупнейшим покупателем вагонов в Казахстане выступает дочерняя структура АО "НК "Казахстан темир жолы" - АО "Казтемиртранс", которому переданы в оперирование все грузовые вагоны, пополняет парк за счет собственных средств и инвестиций. Сама КТЖ воспользовалась услугами государственной казахстанской АО "БРКЛизинг" лишь однажды четыре года назад, закупив 340 грузовых вагонов.

Между тем "Казтемиртранс" рассчитывает приобрести 32 тыс. вагонов до конца 2020 года, рассказала нам пресс-секретарь компании Жанна Перзадаева.

"Цель КТТ - снизить уровень износа парка к 2020 году до 30%", - сказала она.

Каким способом компания будет приобретать вагоны, пока не ясно. Вероятнее всего, закупка будет производиться у дочернего предприятия "Казахстанская вагоностроительная компания", которая сейчас уже выпускает для "Казтемиртранса" ежегодно порядка 2000-2500 вагонов.

И все же существенная часть вагонов в Казахстане сосредоточена в руках частных собственников (почти 50%, около 60 тыс. из 125 тыс. вагонов Казахстана), которые используют инструмент лизинга достаточно интенсивно.

На запад ход открыт

На Украине сегмент лизинга нельзя назвать насыщенным. И спрос есть, поэтому простора для маневров у российских компаний много, конкурировать же им придется, скорее, с соотечественниками. Максимального прироста в 2012 году объем лизинговых сделок в этой стране достиг в транспортной отрасли - он составил $1,75 млн (рост на 47%). В прошлом году заключены крупные единичные сделки, преимущественно в железнодорожной сфере.

"Украинский рынок лизинга очень небольшой и насыщен российскими компаниями, часто дочерними структурами крупных российских банков", - рассказал генеральный директор лизинговой компании "Универсальная" Артур Ануфриев.

Самые крупные игроки - структуры ВТБ, Сбербанка и Альфабанка.

Дефицит подвижного состава на Украине ощущается пока довольно остро. Крупнейшими потребителями вагонов являются государственные предприятия "Укрспецвагон" и Дарницкий вагоностроительный завод (обе компании войдут в состав акционерного общества после реформы "Укрзалиныци"). В последние годы они активно и охотно пользуются услугами лизингодателей. Несмотря на то что в прошлом году предприятия приобрели 5 тыс. полувагонов, по словам пресс-секретаря "Укрзализныци" Елены Лизуновой, парк все равно нуждается в обновлении.

Финансовый лизинг является наиболее привлекательным способом приобретения техники для государственных железнодорожных операторов, об этом не раз заявляли в "Укрзализныце", ведь собственных оборотных средств на единовременную покупку у компаний нет.

Закупка железнодорожной техники у государственных компаний всегда проходит через аукционы, где побеждает тот, кто предлагает лучшую цену. В последних нескольких тендерах государственных компаний побеждала украинская "Премьер лизинг". Участники рынка отметили, что о компании знают немного, однако покупку 5 тыс. полувагонов государственным операторам и 400 электровозов "Укрзализныце" профинансировала она.

Около 40% полувагонов Украины владеют частные компании, крупнейшая из которых - "Лемтранс" - также активно использует инструмент финансового лизинга.

"Учитывая высокую стоимость нового вагона и длительный период его окупаемости, мы используем, в основном, механизм финансового лизинга", - сказал генеральный директор ООО "Лемтранс" Владимир Мезенцев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок-152025.10.13К соседям с "портфелем"