10-11-21 / 2021
Новости отрасли
Российская сеть как мост

Андрей Тихомиров, заведующий отделением макроэкономики и методологии прогнозирования АО "ИЭРТ"

Роль международной торговли в глобальной экономике, несмотря на общее замедление динамики ее роста, продолжает усиливаться. В силу своего географического положения Российская Федерация является естественным сухопутным мостом между странами Восточной Азии и Европой, что позволяет нашей стране расширять возможности и непосредственно реализовывать свой транспортно-транзитный потенциал.

Оценки, приведенные в аналитическом обзоре "РЖД-Инвест", выполнены главным образом на основании открытых данных официальных статистических документов международных транспортных организаций. В документе зафиксирована текущая ситуация на рынке транспортных услуг, представлен аналитический взгляд на тенденции и предпосылки дальнейшего развития международных перевозок, описаны актуальные барьеры, которые необходимо устранять для дальнейшего наращивания объемов перевозок внешнеторговых грузов России и международного транзита. Без сомнения, подобного рода аналитические обзоры способствуют более глубокому пониманию актуальной ситуации в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг.

На фоне роста объемов международного транзита по сети железных дорог ОАО "РЖД" с компаниями-операторами ежегодно прорабатываются новые направления перевозок грузов. Так, в последние годы активно наращиваются перевозки контейнеров на направлении Европа – Западный Китай. Перевозки осуществляются как по основному маршруту: Китай – Казахстан – Белоруссия – страны ЕС, так и по дополнительным ответвлениям на пограничные переходы и морские порты Калининградской области, в направлении украинско-польских пограничных переходов и железнодорожной линии LHS на территории Польши с колеей 1520 мм.

В настоящее время железнодорожная сеть Российской Федерации находится в активной фазе развития. Правительством РФ и ОАО "РЖД" утвержден ряд стратегических документов, направленных на ускоренное развитие и модернизацию сети железных дорог, в том числе по основным транзитным направлениям. Реализуемые мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры и транзитного сервиса, закрепленные в Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, должны позволить значительно нарастить объем транзитного контейнерного грузопотока и повысить показатели конкурентоспособности российских МТК за счет сокращения времени перевозки контейнеров.

Для обеспечения освоения перспективных объемов перевозок в соответствии с вышеуказанными документами предусматривается реализация крупных инвестиционных проектов и отдельных мероприятий по развитию пропускных и провозных способностей железнодорожной инфраструктуры транзитных направлений в сообщении с железнодорожными пунктами пропуска и припортовыми станциями.

В частности, наиболее крупными реализуемыми в настоящее время являются следующие комплексные проекты: развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна, развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, развитие железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла, развитие железнодорожного узла транспортной системы Санкт-Петербурга.

В качестве основных направлений в организации перевозок на участках МТК необходимы упрощение процедур пересечения государственных границ, улучшение взаимодействия железнодорожного транспорта и морских портов, а также между субъектами транспортного рынка и органами государственного контроля. Важными факторами являются сбалансированность и согласованность развития смежных видов транспорта, улучшение качества планирования международных смешанных перевозок и управления такими перевозками, внедрение особого диспетчерского контроля за пропуском транзитных контейнерных поездов по МТК, согласованное развитие железнодорожных направлений МТК и логистической инфраструктуры.

Наиболее перспективным и быстрорастущим направлением для транспортной системы России являются направления МТК, обеспечивающие перевозки между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и странами Европейского союза. Вместе с тем активно ведется работа по взаимодействию с зарубежными партнерами и развитию железнодорожной инфраструктуры и транспортных транзитных сервисов на маршруте МТК Север – Юг для наращивания перевозок по меридиональным направлениям.

На сегодняшний день железнодорожная инфраструктура международных транспортных коридоров представлена железнодорожными направлениями с высокой технической оснащенностью, в частности двухпутными и электрифицированными участками. Перевозки по направлениям МТК осуществляются большей частью маршрутными отправками по заранее согласованному расписанию.

При этом значительное внимание уделяется дальнейшему развитию пропускных способностей и технологии перевозок по МТК, данные планы закреплены в основных стратегических документах развития транспортной системы России и железнодорожного транспорта.

В настоящее время ведется активная работа с зарубежными партнерами по диверсификации маршрутов международных перевозок контейнеров и развитию международных пунктов стыкования железнодорожных систем с шириной колеи 1520 и 1435 мм.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.11.2021