29-08-08 / 2008
Компания в СМИ
Российская газета, 29.08.2008
Сила частной тяги

В этом году «Новой перевозочной компании», входящей в группу Globaltrans, исполнилось пять лет. За это время компании удалось не просто найти свою нишу на рынке железнодорожных грузоперевозок, но стать одним из его лидеров. Сегодня в управлении НПК находится один из самых больших среди частных операторов парков подвижного состава - более 21 тыс. единиц. «Новая перевозочная» - единственная частная компания, ставшая лауреатом национальной премии в области бизнеса «Компания года» в номинации «Логистика и перевозки». О стратегии ее развития рассказывает генеральный директор ОАО «НПК» Валерий Шпаков.

- Валерий Васильевич, за пять лет работы НПК удалось изменить расстановку сил на железнодорожном рынке, хотя уже тогда он казался практически сформированным. Как вам это удалось?

- Еще на этапе создания НПК мы тщательно подошли к процессу формирования собственного парка вагонов. В большинстве случаев железнодорожные компании занимаются перевозками либо нефтеналивных, либо сыпучих грузов. Мы же объединили два направления, постепенно расширяя свое присутствие одновременно и в том, и в другом сегментах.

Изначально нам удалось обеспечить тот уровень сервиса, которого ожидали клиенты. Сейчас мы совершенно четко представляем себе, что наша задача – предложить клиенту гарантии и максимально выгодные условия. Именно поэтому крупнейшие промышленные предприятия страны, такие как ЛУКОЙЛ, «ЕвразХолдинг», ММК, «Роснефть», «Северсталь» и другие, доверили свои грузы НПК.

- Насколько актуален для НПК вопрос совершенствования логистики перевозок, осуществляемых в собственном подвижном составе?

- Мы понимаем, что будущее транспорта – за эффективно выстроенной логистикой. Пришло время наполнять железнодорожный бизнес интеллектуальной составляющей. Поэтому в 2007 году в НПК был создан специализированный логистический центр. Его основные задачи – формирование оптимальной схемы движения вагонов, расчет технологических и экономических операционных показателей деятельности компании и результатов взаимодействия с клиентами. Мы также постоянно повышаем эффективность технологии управления парком и взаимодействия с клиентами: осуществляем круглосуточную диспетчеризацию перевозок, используем систему электронного обмена документами ЭТРАН, с помощью которой мы оптимизируем управление порожними вагонами. В итоге, мы можем предложить нашим клиентам выгодные условия сотрудничества.

- Какие вагоны составляют основу вашего парка? Какие в целом типы вагонов, на ваш взгляд, сегодня наиболее востребованы на рынке?

- Основу вагонного парка НПК составляют полувагоны и цистерны . В прошлом году в компании был утвержден инвестиционный проект по закупке вагонов до 2010 года. Сейчас мы приобретаем в основном полувагоны, которые объективно являются самым востребованным видом универсального подвижного состава.

По нашим оценкам, рынок перевозок в полувагонах является наиболее растущим. Все товарные группы грузов данного сегмента в последнее время демонстрируют устойчивую положительную динамику. Так, в стране активно развивается металлургическая отрасль, что сказывается на увеличении объемов перевозок черных металлов. С ростом производства в металлургии растет и потребление сырья – ЖРС, лома черных металлов, кокса. Также растет и потребление угля – как внутри России, так и за ее пределами. За счет реализации в нашей стране масштабных строительных проектов растут перевозки минерально-строительных грузов.

Что касается цистерн, то еще в прошлом году мы осуществляли их закупку достаточно активно. Дело в том, что сейчас российский рынок цистерн укомплектован почти на 100%. И наша компания здесь не исключение. Другой вопрос – что в этом сегменте парк также достаточно изношен. Но наши-то цистерны как раз новые. Поэтому осуществлять их закупку в этом году пока не планируем.

- Какие преимущественно грузы «Новая перевозочная» перевозит в полувагонах?

- Cегодня основной объем перевозок приходится на черные металлы, лом черных металлов, уголь и минерально-строительные грузы.

 - А интерес к приобретению локомотивов есть?

- Интерес, безусловно, есть. В этом году в связи с увеличением объемов перевозок наш локомотивный парк пополнился еще одним тепловозом. Наши локомотивы курсируют на Южно-Уральской железной дороге. Несколько лет назад мы стали перевозить никелевую руду «Комбината Южуралникель», а также медную руду для Гайского ГОКа. В компании налажена работа собственными поездными формированиями. Пока нормативная база не полностью разработана, будущее частной тяги остается под вопросом. Однако, я уверен, что со временем локомотивный парк частных операторов будет расти.

- А как вы оцениваете сотрудничество НПК с перевозчиком?

- В силу специфики нашей деятельности мы постоянно и тесно взаимодействуем. Наши отношения с ОАО «Российские железные дороги» можно охарактеризовать как рабочие и устойчивые. Решение, которое устраивало бы обе стороны, всегда можно найти. Сегодня все очевиднее, что частные операторы - полноценные участники транспортного рынка, наравне с ОАО «РЖД». И задачи у нас и у перевозчика на этом рынке общие - повышение качества услуг для клиентов.

- Транспортный бизнес относится к категории инвестиционно емких. Нет ли сложностей с привлечением финансирования на эти цели?

- Учитывая долгосрочный опыт сотрудничества НПК как с российскими, так и зарубежными банками и лизинговыми компаниями, трудностей с привлечением финансирования у нас не возникает. У нас с ними тесные, продуктивные взаимоотношения.

Опять же, расширение собственного парка подвижного состава увеличивает наши возможности залогового финансирования. Также существует практика по сделкам возвратного лизинга, которую мы активно используем.

К тому же успешное публичное размещение акций Globaltrans существенно повышает привлекательность ее дочерних компаний, в том числе и «Новой перевозочной компании». В целом можно говорить о том, что привлекательность транспортной отрасли для инвесторов возрастает. Свидетельство тому – растущие денежные заимствования - как у банков, так и на публичном рынке.