25-04-14 / 2014
Новости отрасли
"Роснефть" защитила Мурманск

От перераспределения средств в Крым

Попытка правительства сократить госфинансирование Мурманского транспортного узла (МТУ) в пользу южных портов России и Крыма вызвала резкий протест "Роснефти". Глава госкомпании Игорь Сечин попросил премьера Дмитрия Медведева сохранить проект, нужный "Роснефти" для работы на шельфе в Арктике. По данным "Ъ", инициатором перераспределения средств от МТУ на юг был помощник президента, экс-министр транспорта Игорь Левитин. Точку в споре поставил вчера президент Владимир Путин, заявивший, что финансирование МТУ сохранится.

Вчера Владимир Путин поставил крест на идее Белого дома урезать бюджетные средства, выделяемые на МТУ, в пользу портов Азово-Черноморского бассейна ("Ъ" писал об этом 18 апреля). Президент объявил, что сокращать финансирование не планируется, поскольку порт "имеет большие перспективы и является важной составляющей развития экономики страны и инфраструктуры". МТУ оказался под угрозой после совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича 1 апреля. Тогда было поручено проработать сокращение госфинансирования МТУ не менее чем на 31,5 млрд руб. в пользу портов Азово-Черноморского бассейна, а также остановить контракт на 41,5 млрд руб. со "Стройгазконсалтингом" Зияда Манасира, который в марте выиграл конкурс на строительство железной дороги от Мурманского порта и моста через реку Тулому.

Но эта идея вызвала недовольство "Роснефти", которая планировала получить контрольный пакет в Управляющей компании МТУ. Глава госкомпании Игорь Сечин попросил Дмитрия Медведева поддержать проект комплексного развития МТУ и сохранить предусмотренное финансирование, сообщило вчера "РИА Новости" со ссылкой на копию письма топ-менеджера. Игорь Сечин также указал на важность строительства железной дороги. Свою позицию он обосновал тем, что "Роснефть" создает на берегу Кольского залива инфраструктуру для шельфовых проектов в Арктике, а также может создать центр сборки буровых платформ и построить нефтеперерабатывающие мощности. В "Роснефти" вчера от комментариев отказались.

Проект развития МТУ реализуется с 2008 года, когда была создана УК МТУ (40% акций у СУЭК, 25% у ОАО РЖД, 15% у "Роснефти", 5% у Мурманской области). Но реальный старт был дан только в этом году, когда ФКУ "Ространсмодернизация" провело конкурс на строительство железной дороги. Проект также включает угольный и нефтяной терминалы. За угольный отвечает "Кузбассразрезуголь" (КРУ), который намерен построить порт Лавна мощностью 18 млн тонн. 21 апреля ООО "Морской торговый порт Лавна" (принадлежит КРУ), правительство области и "Ространсмодернизация" подписали допсоглашение к инвестсоглашению о строительстве терминала (копия есть у "Ъ"). Из него следует, что строительство будет вестись в несколько очередей и завершится только к 2022 году, хотя изначально планировалось в 2018 году. Проект также подорожал до 17,6 млрд руб. (ранее говорилось о 14,5 млрд руб.). Источник "Ъ", близкий к акционерам УК МТУ, поясняет, что соглашение обусловлено тем, что КРУ и власти региона опасались полной заморозки МТУ.

Собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией, сообщил, что идея перераспределения средств из МТУ на юг принадлежала помощнику президента, бывшему главе Минтранса Игорю Левитину. "Он считает особенно необходимым развивать Керченский порт",-- отмечает источник "Ъ", но, по его словам, этот проект требует немалых инвестиций. То, что идея секвестра финансирования МТУ принадлежит Игорю Левитину, подтвердил и другой источник "Ъ" на рынке. Связаться с чиновником вчера не удалось. Но источник "Ъ", близкий к акционерам УК МТУ, разделяет мнение Игоря Левитина. По словам собеседника "Ъ", заявленного объема грузовой базы не будет.

Андрей Рожков из "Метрополя" сомневается, что государство пожертвует интересами "Роснефти" и развитием популярных сейчас шельфовых проектов. В то же время, отмечает он, и при оценке инвестиций в порты Крыма будет проводиться тщательная оценка перспектив их грузооборота. Надежда Малышева из PortNews наиболее перспективными с точки зрения расположения называет порты Керчи и Феодосии.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ25.04.2014