10-12-20 / 2020
Новости отрасли
«Роснефть» загрузит железную дорогу

Компания и ОАО РЖД договорились о скидках на десять лет в обмен на объемы

Как стало известно "Ъ", ОАО РЖД продлило на десять лет крупные скидки на перевозку нефтепродуктов с НПЗ "Роснефти" и нефти на них. Скидка дается под гарантии объемов перевозок. До 2030 года ОАО РЖД получит гарантии на перевозку 237,5 млн тонн грузов "Роснефти" - это почти точно соответствует годовому объему перевозок нефтегрузов компанией - с возможностью привлечения дополнительных объемов. "Роснефть" же надолго получит льготные условия. Обеспечить их на период действия соглашения ОПEК+ поручал президент Владимир Путин.

Как стало известно "Ъ", правление ОАО РЖД приняло решение о продлении для "Роснефти" действующих скидок на перевозку нефтепродуктов по железной дороге на десять лет. "Роснефть" - крупнейший поставщик нефтегрузов на железную дорогу, на нее приходится около 30% таких перевозок (65,5 млн тонн в 2019 году). 17% от этого объема отгружает Самарская группа НПЗ, 15% - Уфимская группа, 8% - Саратовский НПЗ, для которых с 2017 года действуют крупные скидки, чтобы эти высокодоходные для ОАО РЖД грузы не уходили на альтернативные виды транспорта.

Для Самарской группы НПЗ скидка на экспортные перевозки дизтоплива и мазута составляет 18% и истекает в конце года. Она была дана на условиях перевозки с этой группы НПЗ по железной дороге не менее 10,6 млн тонн нефтепродуктов в год. Скидка для Уфимской группы - 14,8% на перевозку дизтоплива, мазута и газойля на экспорт при условии, что с 1 июля 2019 года по 2022 год объем составит не менее 24 млн тонн. Для Саратовского НПЗ действует скидка в 25% при перевозке не менее 4,27 млн тонн в год. Также для НПЗ "Роснефти" действует скидка на перевозку нефти - 26,3%.

"Роснефть" выказывала недовольство ценами на транспортировку нефти и нефтепродуктов на фоне снижения мировых цен на нефть. Глава компании Игорь Сечин в мае в ходе встречи с президентом РФ просил снизить тарифы естественных монополий. Тогда Владимир Путин поручил проработать возможность введения "Транснефтью" и ОАО РЖД спецтарифов на время действия соглашения ОПEК+ по сокращению добычи нефти.

Обращаясь в ОАО РЖД за скидками, "Роснефть" попросила сохранить их до 2030 года на текущем уровне, а также распространить на перевозки на припортовые станции безотносительно того, куда дальше отправляется продукт. Также компания просила дать отдельную скидку в размере 38% на дополнительные объемы экспортных перевозок. В случае с Самарской группой "Роснефть" хотела изменить структуру гарантии, поставив ее в зависимость от расстояния перевозки (более 1,3 тыс. км), включить в гарантированные объемы нефтяной кокс и т. п. По Уфимской группе "Роснефть" признавала, что в связи со снижением переработки не сможет выполнить гарантированный объем. Но была готова при условии предоставления преференций сохранить в 2022-2030 годах объем перевозок на уровне 9,6 млн тонн в год, догрузить недопоставленные 1,8 млн тонн и поставлять порядка 0,5 млн тонн дополнительного объема дизтоплива на условиях скидки в 38%.

Правление ОАО РЖД не везде сохранило действующий уровень скидки: так, по Самарской группе утверждена скидка в 10,9% вместо запрошенных 18%, по Саратовскому НПЗ - не 25%, а 19%. Но остальные предложения "Роснефти" были, по информации "Ъ", приняты. В ОАО РЖД от комментариев отказались, в "Рос нефти" не ответили на запрос "Ъ".

Введение даже действующих сегодня скидок вызвало сильный протест у конкурирующих с железными дорогами речных перевозчиков (см. "Ъ" от 31 января 2017 года). По итогам 2019 года по реке шло 13% отгрузок нефтепродуктов с Самарской, 5% с Уфимской группы и 12% - с Саратовского НПЗ. Собеседники "Ъ" на рынке речных перевозок в целом оценили новость как негативную, но ждут официального объявления.

Президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖТ) Павел Иванкин называет решение правления "взаимным хеджированием": ОАО РЖД получает долгосрочную гарантию объемов, а "Роснефть" - твердые ценовые условия. Он отмечает, что монополии, с одной стороны, нужно было выполнить поручение президента, данное после встречи с главой "Роснефти" Игорем Сечиным. С другой стороны, в условиях ухудшения экономики перевозок грузов первого класса ОАО РЖД нужно обеспечить возможность возврата нефтепродуктов на железную дорогу.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что десять лет - это больше, чем срок реализации даже крупного инвестпроекта, и "Роснефти" долгосрочное понимание величины скидки позволяет эффективно разрабатывать производственную, инвестиционную и логистическую стратегию.

Получение скидки также важно в преддверии конкурса на перевозку нефтепродуктов с операторами, долгосрочные договоры с которыми истекают в конце первого квартала, говорит эксперт. Для ОАО РЖД, добавляет он, даже с учетом скидок наличие гарантированных объемов поставок нефтепродуктов крайне выгодно: конкуренция как с трубой, так и с речным транспортом довольно острая.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ10.12.2020