08-10-12 / 2012
Новости отрасли
"Роснефть" настаивает на повторном проведении торгов по его продаже

АФК "Система" пока так и не стала владельцем "СГ-Транса", крупнейшего в России перевозчика сжиженных углеводородных газов. Палки в колеса ей вставил другой претендент на этот актив - "РН-Транс", дочерняя структура "Роснефти". Он не смирился с отказом в допуске к аукциону и теперь через суд пытается признать его незаконным, а также добиться повторного проведения торгов. До окончания разбирательства суд уже приостановил продажу "СГ-Транса". Впрочем, в правительстве уверяют, что этот процесс не повлияет на дальнейшие планы приватизации.

Торги по продаже 100% акций "СГ-Транса" состоялись 27 сентября. Приватизация прошла в форме конкурентного отбора покупателей в два этапа. Всего в торгах участвовали четыре компании: "Рустранском", "Спецэнерготранс", "Трансеврогаз" и АФК "Система". Последняя предложила наибольшую сумму - 22,77 млрд руб. (при стартовой цене 10,1 млрд руб.) и в итоге была признана победителем. Для оформления сделки необходимо было лишь получить согласие правительства. При этом ни у кого не вызывало сомнений, что ответ государства будет положительным: конечная цена на актив превзошла все ожидания.

Однако в дело вмешался еще один претендент на "СГ-Транс" - принадлежащий "Роснефти" "РН-Транс". Компания не была допущена к аукциону организатором торгов "Ренессанс Брокером" "из-за аффилированности с организациями, в которых участвует государство" ("Роснефть" на 75,16% принадлежит государственному "Роснефтегазу"). 27 сентября "РН-Транс" обратился в суд с требованием признать незаконными действия "Ренессанс Брокера" и отменить результаты торгов. Слушание по этому делу пройдет 31 октября. При этом до окончания судебного разбирательства суд принял обеспечительные меры по дальнейшему процессу приватизации: на акции "СГ-Транса" наложен арест.

В "Роснефти" РБК daily сообщили: "Все действия компании направлены на защиту интересов ее акционеров". В "Ренессанс Брокере" пояснили, что при отборе инвестора действовали в соответствии с агентским договором и поручениями правительства и соблюли все требования. "Приватизация "СГ-Транса" представляла собой в высшей степени прозрачный и конкурентный процесс", - подчеркнул представитель компании. В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова заявили РБК, что весь процесс будет происходить в соответствии с российским законодательством и решениями суда. При этом в правительстве добавили, что "на дальнейший ход приватизации данная ситуация не влияет". Свою позицию по этому поводу высказало и Росимущество, отметив, что поданный "РН-Транс" иск "затрагивает интересы государства". Ведомство сообщило, что "Ренессанс Брокер" действовал в рамках своих полномочий и потому Росимущество намерено присоединиться к судебному разбирательству на стороне ответчика. В АФК "Система" воздержались от комментариев.

Ранее ФАС разрешила приобрести "СГ-Транс" ряду компаний, в числе которых был и "РН-Транс". При этом структура "Роснефти" и АФК "Система" получили одобрение антимонопольной службы с предписанием обеспечивать конкуренцию на взаимосвязанных рынках по реализации и транспортировке сжиженных газов. Еще один перевозчик СУГ - "Газпромтранс" - не смог заручиться поддержкой ФАС.

Участие госкомпаний в приватизации - не что иное, как перетекание одной госсобственности в другую, говорит источник, знакомый с ситуацией. По его словам, это было понятно еще на стадии оформления сделки, и именно по этой причине в ней не участвовали РЖД и "Газпром". "Подача иска - это неприятная неожиданность, и реакция на нее может быть довольно жесткой", - предупреждает он.

Эксперты не находят логики в действиях "Роснефти". С учетом того что "РН-Транс" отказался от собственных цистерн и перешел на аутсорсинг, покупать такую сложную по своей системе компанию, как "СГ-Транс", кажется безумием, считает глава агентства Infranews Алексей Безбородов. По мнению аналитика, "СГ-Транс" не тот актив, за который надо биться.

"Для правительства эта сделка оказалась сверхудачной, и я сомневаюсь, что "Роснефть" была готова предложить за "СГТранс" хотя бы 15 млрд руб., - говорит директор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. - Более того, непонятно, зачем "Роснефти" вообще понадобилось покупать этот актив даже по начальной стоимости аукциона, ведь компания с момента продажи в конце 2009 года более 6,2 тыс. цистерн "Трансойлу" не инвестировала в обновление и увеличение парка подвижного парка "РН-Транс" и в 2012 году тоже не собиралась закупать нефтеналивные цистерны". У "Роснефти" сейчас нет четкого понимания, как развивать транспортный актив, и стратегии, в которой было бы предусмотрено развитие перевозок сжиженного газа, парирует Михаил Бурмистров.

Необходимо отметить, что проведенная "Ренессанс Брокером" процедура не являлась торгами и не подпадала под действие закона о приватизации, поэтому у компании не было ограничений по определению условий выбора лучшего кандидата на покупку акций "СГТранса", считает Ярослав Кулик из Art De Lex. По его словам, если установленные самим же агентом правила конкурентных переговоров были соблюдены, то оспорить их результаты будет крайне сложно. Так, например, закон о приватизации запрещает юридическим лицам, в уставном капитале которых доля государства превышает 25%, быть покупателями в сделках по приватизации, говорит юрист.

"СГ-Транс" - крупнейший в России перевозчик сжиженных углеводородных газов с долей на рынке 38%. По итогам 2011 года на балансе "СГ-Транса" числилось 14,6 тыс. цистерн. Выручка компании в прошлом году составила 8,5 млрд руб., чистая прибыль - 404 млн руб. Основными клиентами компании являются "Сибур", "Роснефть", ЛУКОЙЛ и НОВАТЭК. Кроме того, общество вывозит 100% газовой продукции с заводов "Татнефти", "Нижнекамскнефтехима", "Башнефти", ТНК и "Сургутнефтегаза".

"РН-Транс" занимается железнодорожными перевозками нефтехимических грузов. По данным рейтинга INFOLine Rail Russia TOP, на начало 2012 года в управлении "РН-Транс" находилось 12,3 тыс. нефтеналивных цистерн, из которых только 1130 собственных. В конце 2009 года "РНТранс" продал находящиеся в лизинге 6,2 тыс. цистерн "Трансойлу" Геннадия Тимченко.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК daily08.10.12"СГ-Транс" не дошел до Евтушенкова