30-10-13 / 2013
Новости отрасли
Росимущество проведет аудит деятельности монополии и ряда других госкомпаний

Федеральные чиновники решили проверить финансово-экономическую деятельность крупных промышленных и транспортных предприятий, в том числе "Российских железных дорог". Ревизорам предстоит не только оценить достоверность отчетности железнодорожной монополии, которую уже аудировал EY (бывший Ernst & Young), но и проанализировать величину дивидендов, получаемых государством от РЖД, эффективность освоения выделенных из бюджета средств и соответствие действий менеджмента компании интересам страны.

На прошлой неделе Росимущество объявило конкурс "на оказание аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг в отношении результатов производственно хозяйственной и финансовой деятельности" РЖД в 2011-2012 годах. Максимальная цена контракта - 23,8 млн рублей. Также государство готово потратить 8,5 млн рублей на аудит Российской самолетостроительной корпорации "МиГ", почти 4,8 млн рублей - на проверку Новороссийского морского торгового порта (НМТП), около 0,5 млн рублей - Объединенной судостроительной корпорации и т.д. В РЖД вопрос о предстоящем аудите переадресовали в Росимущество.

- Это плановая работа, которую проводит Росимущество в рамках своих полномочий. Как акционер, мы регулярно проверяем госкомпании, - прокомментировали в ведомстве.

Например, в конце 2011 года была проведена аудиторская проверка ФГУП "Администрация аэропорта Домодедово" (балансодержатель аэродромного имущества федерального значения в Домодедово), в 2012 году - "Аэрофлота".

Примечательно, что РЖД и НМТП отчитываются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и их отчетность проверяют аудиторы из "большой четверки": EY и Deloitte соответственно (отчетность "Аэрофлота" за те периоды, которые перепроверяло Росимущество, аудировала KPMG). Аудиторам, нанятым Росимуществом, предстоит оценить работу своих предшественников, говорится в документах ведомства. В EY не стали комментировать желание Росимущества провести повторный аудит РЖД. Связаться с официальным представителем Deloitte не удалось. Как пояснили в Росимуществе, ничто не мешает тем же аудиторам поучаствовать в конкурсе на повторную ревизию.

Участники конкурса должны иметь опыт аудита отчетности не только по Российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), но и по МСФО, а также опыт комплексной финансовой и юридической проверки бизнеса (due diligence), говорится в конкурсной документации.

Помимо стандартной проверки достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудитору от Росимущества предстоит оценить финансовое состояние организаций: платежеспособность, финансовую устойчивость, деловую активность. В числе прочего нужно проанализировать основные направления деятельности проверяемых компаний, объемы реализации, соответствие цен рыночному уровню и в целом оценить целесообразность продолжения деятельности. В ходе проверки необходимо выяснить характер использования организацией предоставленных ей средств целевого финансирования, оценить эффективность и обоснованность их освоения.

Но главное, Росимущество хочет выяснить, насколько в РЖД, НМТП и других компаниях соблюдаются интересы государства как крупного акционера. Аудитору предстоит оценить решения и действия органов управления организации на предмет их соответствия интересам самой организации и интересам Российской Федерации (в том числе с точки зрения их влияния на изменение финансового состояния организации). А также сравнить размер фактически полученной чистой прибыли плановой величине, определить долю прибыли, которая направляется на выплату дивидендов, и проанализировать обоснованность данной величины.

- Это, конечно, не стандартный перечень услуг, которые предлагают аудиторам государственные и частные компании, очевидно, что здесь расширен управленческий блок, - комментирует Виктория Смирнова, руководитель департамента аудиторских услуг АКГ "МЭФАудит". - Но ничего сверхсложного в задании нет.

В сентябре совет директоров РЖД (полностью принадлежат государству) рекомендовал не выплачивать дивиденды за 2012 год, а 13,4 млрд рублей (95% чистой прибыли по РСБУ) направить на финансирование инвестпроектов и вознаграждение членам совета директоров (оставшиеся 705,5 млн рублей - 5% прибыли - на формирование резервного фонда).

По итогам 2011 года РЖД направили на выплату дивидендов 25% чистой прибыли по РСБУ - 4,2 млрд рублей.

Как раз сейчас правительство предлагает повысить нормативы дивидендов от госкомпаний.

- Мы предусматриваем увеличение дивидендов по предприятиям с государственным участием, будем изымать сначала 25% по МСФО, к 2016 году предусмотрели увеличение этого показателя до 35% чистой прибыли 2015 года, - заявил в начале октября министр финансов Антон Силуанов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Известия30.10.13Государство проверит справедливость дивидендов от РЖД