13-06-12 / 2012
Новости отрасли
РН - Трансу будет непросто купить компанию "СГ - Транс"

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России решила удовлетворить ходатайство ЗАО "РН - Транс" (г. Новокуйбышевск) о приобретении государственной компании-перевозчика сжиженных газов ОАО "СГ - Транс". В случае заключения сделки РН - Транс может получить доминирующее положение в сегменте рынка железнодорожных перевозок сжиженных газов. Однако в борьбу за этот актив уже включилось с десяток компаний, среди которых не оказалась структуры ОАО "Газпром". Возможно, это связано с тем, что РН - Транс представляет интересы ОАО НК "Роснефть".

СГ - Транс занимает доминирующее положение на федеральном рынке услуг по транспортировке сжиженных газов железнодорожным транспортом. Сегодня эта компания полностью принадлежит государству - 100 % акций ОАО "СГ - Транс" находится в ведении Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Доля СГ - Транса в этом сегменте рынка в пределах границ РФ составляет более 65 %. Это обстоятельство требует согласования с ФАС сделки по приобретению СГ - Транс. РН - Транс обратился в антимонопольную службу с ходатайством дать согласие на покупку компании "СГ - Транс". ФАС должна была провести анализ того, как последствия этой сделки скажутся на рынке услуг.

В то же время потенциальный покупатель СГ - Транса - компания "РН - Транс" также является одним из крупнейших железнодорожных перевозчиков в стране. РН - Транс на момент подачи в ФАС ходатайства имел название ЗАО "Юкос - Транссервис".

Оно было образовано в 1998 г. для оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов посредством железнодорожного транспорта. Изначально услуги оказывались родственным структурам ГК "ЮКОС".

Впоследствии РН - Транс заметно расширил свои позиции. Список перевозимых грузов пополнился и сжиженными газами. Однако основным видом деятельности РН - Транса можно считать организацию перевозок нефти и нефтепродуктов. На сегодняшний день РН - Транс входит в список аффилированных лиц ОАО "Роснефть". Роснефть больше ориентирована на нефтяной сектор, а не на газовый. В ГК "Роснефть" входят организации нефтеразведки, нефтедобычи, нефтепереработки и сбыта продукции.

Следует отметить, что Роснефть обладает и значительными запасами природного газа. Однако доля газа от суммарной добычи углеводородов составляет не более 10 %. Это может объясняться тем, что основным экспортером газа является ОАО "Газпром". Кроме того, Газпром владеет на территории России практически всей системой магистральных газопроводов. Роснефть в этом плане может быть ограничена в доступе к системе газопроводов.

Возвращаясь к продаже СГ - Транса, следует обратить внимание на то, что для получения разрешения на покупку этой организации в ФАС России также обращалось ООО "Газпромтранс". Последнее является аффилированным лицом Газпрома. ФАС России приняло решение об отказе в удовлетворении ходатайства Газпромтранса.

В это же время ФАС России рассматривала аналогичные заявления ООО "ТрансЕвроГаз", ООО "Петролсиб - Сервис" и ОАО "АФК "Система". Эти ходатайства были удовлетворены. Ранее, в первой половине февраля, антимонопольная служба одобрила покупку СГ - Транс еще шести претендентам: ЗАО "НефтеТрансСервис", ООО "Спецтрансгарант", ООО "Транспортно-экспедиторская компания "Евротранс", "БРАНСВИК РЕЙЛ ТРАНС (САЙПРЕС) ЛИМИТЕД", ООО "ОТЭКО - Портсервис", ЗАО "Спецэнерготранс".

Стоит напомнить, что сегодня на территории Самарской обл. создается консолидированная группа налогоплательщиков ГК "Роснефть". По всей видимости, эта группа станет платформой для создания регионального субхолдинга Роснефти. Логично, что в этот холдинг будут включены все крупные организации, аффилированные Роснефти, расположенные в Самарской обл. и ближайших регионах Поволжья. В этом случае приобретение РН - Трансом фирмы "СГ - транс" могло бы существенно повлиять на консолидированные обороты этой группы.

Между тем уже обозначившееся большое количество конкурентоспособных претендентов на покупку акций СГ - Транса может осложнить для РН - Транса возможность приобретения СГ - Транса. Высокая конкуренция способна поднять цену покупки.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Хронограф - Тольятти04.06.12Делят перевозчика