19-02-14 / 2014
Новости отрасли
Рискованные решения

В декабре прошлого года Общественный совет при Министерстве транспорта поменял своего председателя. На место адвоката Анатолия Кучерены, который занимал пост председателя в течение последних 7 лет, был избран член Общественной палаты, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин. О том, какие вопросы станут приоритетными для обсуждения Общественного совета в этом году и что нужно сделать, чтобы повысить инвестиционную привлекательность федеральных проектов, он рассказал «Гудку».

Общественный совет при Минтрансе намерен продвигать федеральные железнодорожные проекты. Михаил Блинкин, председатель Общественного совета при Минтрансе– Михаил Яковлевич, собирался ли уже Общественный совет под вашим председательством?

– Пока что нет. Первое собрание мы начнем с того, что подведем итоги прошлогодней деятельности совета и его взаимодействия с Министерством транспорта. Обсудим, видимо, транспортное обслуживание Олимпиады после ее завершения. Остановимся на одном из самых важных, на мой взгляд, вопросе – проблемах профессионального образования. Эти вопросы ставят, в частности, ректоры ведущих транспортных вузов страны.

Для меня главная здесь проблема – отсутствие дисциплины, которую традиционно преподают во всех зарубежных университетах, она называется «транспортное планирование». Это комплексная дисциплина, в рамках которой студент-магистр получает достаточную подготовку, чтобы грамотно отвечать на вопросы местного законодательного собрания, местного губернатора или мэра по поводу развития транспортной системы региона и города в целом.

Для этого студенту необходимо знать особенности всех видов транспорта, владеть вопросами регионального развития и урбанистики. Естественно, человек, получивший даже узкопрофильное транспортное образование, потихоньку овладевает куда более широкими компетенциями, но он делает это сам, и ему требуется не один год. Также нам предстоит серьезно обсудить подготовку кадров традиционных транспортных специальностей, адаптированную к требованиям реального и перспективного рынка труда.

– Как складывались отношения Общественного совета и Минтранса в 2013 году?

– Отношения Общественного совета с руководством Минтранса в 2013 году были, безусловно, конструктивными и доброжелательными. Я не припомню ни одного случая, чтобы вынесенное решение Общественного совета игнорировало руководство Минтранса. Однако существует ряд вещей, которые мне бы хотелось исправить. Во-первых, я обнаружил, что в Общественном совете нет представителей транспортного машиностроения и транспортного строительства. По смыслу действующего положения об общественных советах в них должны быть представлены четыре больших сегмента: бизнесмены, эксперты, профсоюзы и потребители. Поскольку совет работает на общественных началах, то кто-то уходит, появляются новые люди, и на сегодняшний день у нас, к сожалению, нет ни одного представителя воздушного транспорта – ни на уровне экспертов, ни на уровне бизнеса, ни даже на уровне профсоюза. Соответственно, мы также постараемся это исправить.

Также мне хотелось бы исправить еще одно обстоятельство. Работа в Общественном совете ведется сугубо на общественных началах, без бюджета. Иногда, однако, приходится сталкиваться с ситуациями, когда нужно заказать дополнительную экспертизу, или пригласить определенного специалиста, или отправить кого-то в командировку, оценить, например, порт, железную дорогу или мост, а у нас нет на это средств. Но я не думаю, что это станет большой проблемой, решим.

– Как в Общественном совете при Минтрансе относятся к идее вернуть РЖД в управление часть парка частных компаний?

– Поскольку Общественный совет эту тему еще не обсуждал и не голосовал, то в данном случае могу отвечать только за себя. Я, как эксперт, находящийся в курсе этих дискуссий, не вижу никаких идеологических или экономических противопоказаний к тому, чтобы РЖД вернули себе часть парка. Сейчас идет определенная корректировка железнодорожной реформы. Многие эксперты, например, выступают за то, чтобы сделать некоторый шаг назад с вагонным парком.

Очень интересен также вопрос о либерализации рынка локомотивной техники. Но я бы не советовал делать резких движений. Я боюсь, что бизнес с удовольствием купит и вагоны и локомотивы, вот только железнодорожная инфраструктура останется без достаточных источников развития.

– В плане работы Общественного совета указано, что вы будете обсуждать стимулирование участия частных инвесторов в строительстве, реконструкции и содержании объектов пограничных пунктов пропуска. У вас есть уже какие-то готовые предложения?

– Частные инвестиции приходят и без наших усилий в коротко окупаемые проекты. Например, в последнее время стало очень выгодным покупать вагоны. Если локомотивный парк будет либерализован, то я думаю, что будут быстро покупать и локомотивы. А вот партнерские долевые инвестиции, вложенные в путь, окупаются долго, и выгодно это лишь большим компаниям, под которые создают специальную инфраструктуру. Например, «Газпрому» нужна была железнодорожная ветка, и он на свои деньги построил ветку Обская – Бованенково. Если же вкладываться в участки, где ты являешься не единственным выгодополучателем, то появляется много проблем. Тарифы регулируются ФСТ, потом достаточно сложно вычислить «свою» составляющую из «общего котла», да и в конце концов это большой риск. Мой любимый проект – это совмещенный мост через Обь между Салехардом и Лабытнанги. О нем я слышу еще с 1971 года, и каждый год все не определятся, строить его или нет. Как же в него вкладываться частному инвестору? Может быть, этот мост окупится лет через сорок, вот только инвестор к тому времени уже разорится.

– В одном из интервью вы говорили, что одной из важных тем для Общественного совета будет успешность продвижения больших федеральных проектов типа БАМа и Транссиба: какие практические действия Общественный совет будет предпринимать для продвижения этих проектов?

– Общественный совет в первую очередь занимается изучением и формированием мнения общества по поводу тех или иных федеральных проектов. Именно для этой цели в совете есть представители бизнеса, потребителей, экспертного сообщества. Чрезвычайно важно, чтобы крупные проекты в сфере железнодорожного транспорта воспринимались обществом как надежные ускорители развития национальной экономики в целом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.02.2014