20-01-21 / 2021
Новости отрасли
Риски недопоставок угля в 2021 году связаны с сохранением дефицита железнодорожной инфраструктуры на востоке

Снижение экономической активности в мире и спад цен на нефть и газ в I половине 2020 года привели к сокращению спроса и поставок угля на экспорт. К концу года мировая экономика начала восстанавливаться, а похолодание в станах-импортерах стимулировало рост спроса и объемов отправок угля на экспорт. В декабре 2020-го объемы погрузки угля превысили аналогичные показатели 2019 года. Рост цен на сырье позволил улучшить экономику поставок, что особенно актуально для отправок энергетического угля из Кузбасса в 2021 году. Значит, существенный дисбаланс привлекательности поставок на восточное направление по сравнению с атлантическим (когда вводились скидки на тариф), который мы наблюдали в 2020-м, скорее всего, не повторится в 2021 году.

Соответственно, это позволит нарастить отправки как из крупнейшего региона добычи – Кузбасса, так и из развивающихся, тяготеющих к восточному рынку сбыта месторождений. Дополнительным фактором, поддерживающим спрос и цены на уголь, является обострение торговых споров между Китаем и Австралией. Рост цен на импортируемое не из Австралии сырье позволит увеличить отгрузки, в том числе из России.

Риски недопоставок в 2021 году связаны с сохранением дефицита железнодорожной инфраструктуры на востоке. Это ведет к конкуренции грузоотправителей за провозные мощности, причем не только между производителями и месторождениями. Перевозки лесных грузов, нефтепродуктов и черных металлов хоть и занимают небольшую долю в объемах перевозок на восточном направлении (10-15%), но являются экономически выгоднее для РЖД.

При этом развитие портовых мощностей на Дальнем Востоке опережает темпы роста пропускной способности железной дороги. Существующий профицит портовых мощностей по углям уже составляет 40-45 млн т в результате развития проектов в Восточном порту и Ванино.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер20.01.2021