06-04-19 / 2019
Новости отрасли
Рисками можно управлять

Человеческий фактор на опасных объектах возьмут под контроль.

Акционерное общество "НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ) внедряет новый инструмент управления безопасностью на производстве, который позволит предотвратить травматизм на рабочих местах. Стандарт "Поведенческий диалог (аудит) безопасности" (ПДБ) станет обязательным для всех структурных подразделений и филиалов компании.

По данным департамента производственной безопасности и экологии КТЖ, в 2018 году на магистрали произошло 28 случаев травматизма, в том числе девять – со смертельным исходом. В то же время, как показал анализ, более 90% из них можно было предотвратить, а также минимизировать тяжесть их последствий, используя ПДБ.

"Использовать новый инструмент в модели управления производственной безопасностью нам рекомендовал фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", который является единственным акционером КТЖ. Его используют в работе такие крупные зарубежные компании, как Deutsche Bahn, американский химический концерн DuPont и другие. Они провели оценку культуры производственной безопасности по всем позициям в портфельных компаниях фонда и дали свои рекомендации. В первую очередь нужно менять сознание работников, так как человеческий фактор является основной причиной производственного травматизма. К примеру, грубая неосторожность, когда человек знает, что есть риски, но их игнорирует и не хочет применять меры безопасности, либо просто их не знает", – пояснила "Гудку" менеджер департамента производственной безопасности и экологии КТЖ Гульзипа Орнова.

В департаменте пояснили, что ПДБ – это, по сути, процесс наблюдения за работником во время выполнения производственного задания или какой-то операции, чтобы выяснить, соблюдает ли он меры безопасности, совершает какие-то ошибки или, наоборот, работает в опасных условиях. По результатам процедуры проводится беседа, в которой вместе с проверяющим обсуждаются все этапы производственной операции и последствия, к которым могут привести неправильные действия. В настоящее время стандарт тестируется в путевом хозяйстве при одиночной смене шпал, которая выполняется под руководством бригадира пути группой из шести монтеров.

"Как показывает анализ, 96% несчастных случаев на производстве происходят из-за опасных действий работников и только 4% – из-за опасных условий труда, когда участок работ недостаточно оборудован или механизирован по вине работодателя. При этом во время диалога по безопасности мы отмечаем сначала положительные моменты и лишь потом говорим о недостатках, которые могут повлиять как на самого работника, так и на окружающих. Затем готовится отчет, в котором указываются причины неверных действий работника и меры контроля", – уточнила Гульзипа Орнова.

По ее словам, руководители подразделений и филиалов должны запланировать регулярное наблюдение на рабочих участках, чтобы выявлять опасные ситуации до того, как они приведут к травмам. Проводить мониторинг выполнения этих мероприятий и соблюдение графика ПДБ будут методологические группы, которые есть во всех структурах холдинга. Для каждой производственной операции будет создан чек-лист – перечень пошаговых последовательных действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить результат. Если в каком-то подразделении мероприятия не будут выполняться, с руководством проведут теоретические занятия и даже готовы пересмотреть условия премирования, чтобы активизировать людей в этом направлении. Но работники после проведения ПДБ никак не пострадают, даже если совершили ошибки, дело ограничится лишь профилактической, но обязательной беседой.

Хотя, как отметила Гульзипа Орнова, на таких крупных республиканских предприятиях, как "КазМунайГаз", "Тенгизшевройл", не только успешно практикуют ПБД, но также используют новые, современные инструменты. "В компаниях есть мобильное приложение, по которому любой работник, ставший свидетелем нарушения правил охраны труда и производственной безопасности, его регистрирует и отправляет руководству. Наша программа пока не автоматизирована, но мы определили, как ее будем пошагово реализовать, и затем также создадим мобильное приложение", – уточнила представитель КТЖ.

Стоит отметить, что в этом направлении уже давно работает ОАО "РЖД". В настоящий момент все предприятия производственного блока компании внедрили автоматизированную комплексную систему оценки охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П). Теперь информация о нарушениях норм охраны труда работников хранится в единой электронной базе, а не на бумажном носителе. Как пояснил заместитель начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД" Максим Кудрявцев, КСОТ-П действует в подразделениях компании с 2015 года, но в 2017 году в тестовом режиме заработала ее автоматизированная версия. "К этому моменту стало очевидно, что пора уходить от ведения журнала трехступенчатого контроля в бумажном виде. То, что данные о выявленных нарушениях хранились на бумажном носителе, не позволяло увидеть всю картину и проанализировать риски. Информация была не структурирована", – уточнил он.

КСОТ-П работает на базе Единой корпоративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР) и предусматривает три уровня контроля. Первый – когда любой сотрудник может сообщить в системе о нарушении или несоответствии норм охраны труда. АСУ принимает замечания, которые касаются только того производственного участка, где трудится работник. Второй уровень относится к компетенции начальника цеха, а последний – ежеквартальные проверки, которые проводит комиссия, сформированная руководителем подразделения.

"АСУ позволяет в режиме реального времени и за любой выбранный период получать данные о положении дел в области охраны труда в филиалах, в целом по службе, региональной дирекции, филиалу и компании. Это необходимо, чтобы выстроить стратегию достижения нулевого травматизма. Также можно получить информацию по каждому сотруднику: о выявленных нарушениях, предупредительных талонах по охране труда и микротравмах – все сведения хранятся, даже если работник перевелся в другое подразделение", – отметил Максим Кудрявцев.

Сейчас к АСУ подключены все предприятия филиалов производственного блока, то есть порядка 64 тыс. пользователей.

В будущем доступ к системе станет возможным через мобильное приложение сервисного портала работника ОАО "РЖД".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152006.04.2019