05-04-16 / 2016
Новости отрасли
РФ в 2015г экспортировала около 155 млн тонн угля, такой же объем поставок прогнозируется в 2016г

В текущем году экспорт угля из РФ сохранится на уровне 2015 года, это хороший показатель, заявил премьер Дмитрий Медведев.

Добыча угля и экспорт

. "В прошлом году предприятиями добыто свыше 370 млн тонн угля, это на 4% больше, чем в 2014 году. Почти половина общего объема поставок, то есть порядка 155 млн тонн, ушло на экспорт", - заявил он на совещании о состоянии и перспективах развития угольной промышленности.

"В этом году, во всяком случае, по аналитическим расчетам, все полагают, что экспортный объем сохранится примерно на том же уровне, и это при нынешних входящих условиях - неплохой результат", - отметил премьер.

Спрос в АТР растет.

Д.Медведев также заявил, что спрос на российский уголь в Азиатско-Тихоокеанском регионе заметно растет, к 2030 году он может сравняться со спросом на европейском направлении.

"Если спрос на европейском рынке меняется незначительно под влиянием ряда факторов, то потребности Азиатско-Тихоокеанского региона достаточно заметно растут. Планируется, что к 2030 году наши объемы поставок на восточном и атлантическом направлениях где-то выйдут на равный уровень", - заявил он на совещании по развитию угольной промышленности.

Подготовка инфраструктуры

. Д.Медведев подчеркнул, что российская инфраструктура должна быть готова к подобному перераспределению спроса на уголь. "Что важно, инфраструктура должна быть к этому готова, и она должна вводиться под те объемы, которые на рынке возникают", - сказал он.

По словам Д.Медведева, вопрос инфраструктуры является важным, так как доля расходов на перевозку в себестоимости угля несопоставима с другими отраслями и может достигать 50% от конечной цены.

"И здесь нужна полная предсказуемость, в том числе и в вопросах тарифов", - сказал премьер-министр.

Ж/д тарифы на перевозку угля

. В частности, Д.Медведев заявил, что дал поручение правительству, ФАС и РЖД проработать предложения по изменению тарифа на железнодорожные перевозки угля.

"По итогам сегодняшнего совещания я дал поручение руководителям правительства, ФАС и РЖД представить предложения по внесению изменений в тот самый тариф, который касается железнодорожных перевозок", - сказал он в понедельник на встрече с активом "Единой России" Кемеровской области.

Так Д.Медведев отреагировал на просьбы участников встречи решить проблему с тарифами на перевозку угля, которые по их словам продолжают расти на фоне падения цен на этот вид топлива.

Проблемы угольной отрасли

. В целом, характеризуя состояние дел в угольной отрасли, Д.Медведев отметил, что за последние годы она развивалась и существенным образом изменялась, росли инвестиции в обновление основных фондов, продолжается создание новых добывающих и обогатительных мощностей.

Д.Медведев отметил, что это происходит на фоне того, что угольщики наравне с другими отраслями реального сектора испытывают влияние известных негативных факторов.

"В мире, как известно, наблюдается падение цен на уголь, обостряется конкуренция, принимается целый ряд решений по климатической линии, которые влияют на угольную отрасль, замедляются темпы промышленного производства, что влияет на внутренний спрос, энергетический баланс постепенно перераспределяется в целый ряд более дешевых видов топлива", - перечислил Д.Медведев вызовы, с которыми сталкивается угольная отрасль.

Усиление мер безопасности

. Кроме того, премьер-министр РФ заявил о необходимости провести анализ шахт и разрезов, где добыча идет в особо опасных условиях, и принять меры для повышения безопасности.

"Параллельно с обновлением и модернизацией шахт должна постоянно вестись работа по совершенствованию систем безопасности горных работ. Надо провести тщательный анализ шахт и разрезов, в которых добыча ведется в особо опасных условиях - и в случае необходимости принять меры", - сказал Д.Медведев на совещании.

Премьер-министр предложил в случае необходимости обсудить вопрос ужесточения требований к применяемому в подземных выработках оборудованию и приборам, а также еще раз внимательно изучить, как проводится их сертификация.

Уровень метана

. Так, Д.Медведев назвал логичной идею запрета на отработку угольных пластов в шахтах до выполнения их собственниками требований о безопасном уровне метана.

"По идее, которая касается запрета отработки пластов до выполнения требования по содержанию метана до безопасного уровня: в принципе, с точки зрения логики, мне кажется, это правильно", - сказал премьер.

"Я не знаю, как это будет выглядеть с точки зрения бизнеса, конкретных предприятий, но с точки зрения логики, а главное, заботы о жизни людей, это выглядит правильно", - отметил он.

Геологоразведочные работы

. Д.Медведев также указал на важность вопроса обеспечения достаточности геологической изученности недр.

"По большинству сверхкатегорийных и опасных по выбросам газа шахт лицензии, как известно, были получены еще в 90-х годах. Понятно, как это было сделано: на основании положения о порядке лицензирования, то есть по самому факту проведения работ на участке недр при наличии горноотводного акта", - сказал премьер-министр.

"При формальном соблюдении требований к технической документации на многих участках не всегда проводился реально необходимый объем геологоразведочных работ, особенно на более глубоких горизонтах. При этом, как мы знаем, по мере увеличения глубины добычи уровень содержания метана и количество геологических аномалий могут возрастать", - продолжил Д.Медведев.

"Нужно подумать над тем, чтобы в законодательстве о недрах были установлены требования к параметрам изученности с учетом региональной специфики – и чтобы эти требования неукоснительно соблюдались", - добавил в связи с этим глава правительства.

Новые сферы использования угля

. Необходимо искать новые перспективные направления использования угля, заявил также на совещании премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

"Потребности в угле у основных сегментов российского рынка, я имею в виду электроэнергетику, металлургию, ЖКХ, аграрный сектор, сжимаются по целому ряду направлений, по понятным причинам доминирует газовая генерация", - сказал Д.Медведев.

"Нужно искать новые перспективные направления использования угля", - добавил премьер-министр.

Д.Медведев пояснил, что имеет в виду более глубокую переработку, а также его использование в строительной и химической промышленности.

В ходе совещания премьер-министр указал на необходимость обеспечения сбалансированного развития угольной отрасли, в том числе путем поддержки внутреннего спроса на этот вид топлива и продукты его переработки.

Углехимия

. В частности, премьер РФ пообещал дать поручение для разработки федеральной программы по развитию технологий по переработке угля в товарную продукцию.

"Углехимия и продукты высокого передела из угля - это будущее. Тут и спора быть не может. И в правительстве это понимают. Но одного поручения моего будет мало, хотя я не отказываюсь, я готов его дать", - сказал он, в частности, на встрече с активом "Единой России" Кемеровской области, в ответ на соответствующую просьбу со стороны одного из участников встречи.

Вместе с тем, Д.Медведев отметил, что в России пока еще слабо развита углехимическая отрасль.

"Не потому что поручения нет, а потому что очень дорого, и экономики пока нет. Но я уверен, что эта экономика появится", - сказал он.

В 2015 году предприятиями угольной промышленности добыто 373,4 млн тонн, в том числе открытым способом - 269,7 млн тонн (72,2% от общего объема по отрасли), подземным способом - 103,7 млн. тонн. Поставки российской угольной продукции в 2015 году составили 336 млн тонн, из них на внутренний рынок - 179 млн. тонн.

Общий экспорт российского угля составил 156 млн тонн, в том числе в атлантическом направлении - 85,4 млн тонн (54% от экспорта), в восточном - 70,6 млн тонн (46% от экспорта). При этом продолжается наращивание экспорта российских углей в страны АТР (+2,5 млн тонн, или 45,54% от всего экспорта).

В настоящее время через морские порты России перевозится 72% экспортного угля. В 2015 году объем перевалки угля в морских портах Российской Федерации составил 111,5 млн тонн, в том числе 65,5 млн тонн в восточном направлении.

В соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России" мощности комплексов, предназначенных для перевалки угля в морских портах, планируется увеличить до 190-230 млн тонн. Большая часть вводимых портовых мощностей придется на Дальний Восток.

В результате реализации мероприятий, предусмотренных программными документами, объем перевалки угля в портах Российской Федерации в 2030 году составит 332,2 млн тонн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс05.04.2016