17-02-22 / 2022
Новости отрасли
РФ с 2022 г. планирует начать перевозку белорусских удобрений, обсуждает принцип "вези или плати" - Минтранс

Россия с 2022 года планирует начать железнодорожную перевозку минеральных удобрений из Белоруссии, заявил статс-секретарь - заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев в четверг на заседании комитета по энергетике Госдумы в рамках обсуждения законопроекта, касающегося договоров "вези или плати" (ship-or-pay) для перевозок угля в порты Дальнего Востока.

В качестве примера замминистра привел применение такого принципа в отношении транзита грузов из Белоруссии.

"Могу четко сказать, что механизм "вези или плати" успешно себя зарекомендовал при реализации межправительственного соглашения. Впервые на уровне межправсоглашения с республикой Беларусь 20 февраля 2020 года был введен принцип "вези или плати" - и белорусские экспортные грузы и с железными дорогами РФ, и с морскими портами РФ заключили договоры по системе "вези или плати". Это касалось нефтяных грузов, с этого года будут дополнительные виды грузов, в том числе минеральные удобрения", - сообщил Зверев.

"Смею вас заверить, что это позволило за 2021 год дополнительно получить для железных дорог объем 2 млн 149 тыс. тонн - и, соответственно, для российских портов в том же объеме. Это экспортные отгрузки, это дополнительная прибыль нашим транспортникам, инфраструктурщикам, в первую очередь для железных дорог и для стивидоров, операторов портовой инфраструктуры", - добавил чиновник.

На фоне санкций США в отношении "Беларуськалия" по решению правительства Литвы госкомпания "Литовские железные дороги" с 1 февраля расторгла договор с "Беларуськалием" о транзите калийных удобрений и прекратила их перевозку. Договор был подписан в 2018 году и действовал до 2023 года, он предусматривал транзит через Литву по железной дороге и перевалку в порту Клайпеды 11 млн тонн белорусского хлоркалия в год.

Украинская желдорога с 16 февраля ввела временные ограничения на транзит белорусских калийных удобрений по территории Украины. Ограничения затрагивают продукцию ОАО "Беларуськалий" и ОАО "Белорусская калийная компания" и касаются железнодорожных транзитных перевозок в Словакию, Венгрию, Австрию, Польшу, Чехию, Румынию, страны СНГ и Балтии. Кроме того, запрещен ввоз удобрений на Украину по железной дороге.

В четверг премьер-министр Белоруссии Роман Головченко заявил, что поставки калийных удобрений через Украину продолжаются и ведется работа с РФ по переориентации транзита. "Российская Федерация - это стратегическое направление для перевода наших товарных потоков, - подчеркнул Головченко. - Мы абсолютно в плотном контакте находимся с российскими коллегами. Они занимают по-настоящему союзническую позицию, идут навстречу во многих вопросах, в том числе коммерческого характера".

По его словам, "министерство транспорта России активно участвует в этом процессе, у нас есть дорожная карта, которая реализуется". Так, "на прошлой неделе состоялась встреча высокого уровня, которой присутствовало большое количество представителей логистических операторов, портов, наши грузоотправители, складывали все схемы по различным видам грузов, там где это для нас выгодно", - рассказал Головченко.

В то же время он не стал конкретизировать порты, через которые, как ожидается, будет переваливаться белорусский хлоркалий. "Я не буду раскрывать нюансов. По нашим расчетам не будет какого-то ущерба для экономики Белоруссии, в том числе от прекращения транзита калийных удобрений через территорию Литвы. Посчитаем (результат изменения логистики - ИФ) по итогам года", - сказал Головченко.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс17.02.2022