07-10-14 / 2014
Новости отрасли
РФ просит ускорить назначение главы Железных дорог Сербии и запустить финансирование 2 проектов

РФ просит Сербию ускорить формирование руководства АО "Железные дороги Сербии" (ЖДС) и подписать документы, необходимые для финансирования двух проектов, реализуемых "Российскими железными дорогами" (РЖД) на территории этой страны.

"Особую озабоченность вызывают задержки в принятии сербской стороной решений по проектам, в первую очередь по согласованию дополнительного соглашения (по проекту - ИФ) "Коридор Х" со стороны "Железных дорог Сербии" и задержки в подписании дополнительного соглашения на поставку дизельных поездов. Просим сербскую сторону ускорить процесс назначения генерального директора и формирование правления ЖДС для завершения открытия финансирования", - говорится в материалах, подготовленных к заседанию межправительственного российско-сербского комитета по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству, с которыми ознакомился "Интерфакс".

Как сообщалось ранее, проекты в Сербии реализует "дочка" РЖД - ООО "РЖД Интернешнл" (РЖДИ): соответствующий контракт на общую сумму $941,2 млн был заключен с "Железными дорогами Сербии" в мае 2013 г. До этого, в январе 2013 г. министры финансов двух стран подписали договор о предоставлении Сербии государственного экспортного кредита для финансирования работ на сумму $800 млн. "По каждому из проектов предусмотрено подписание отдельного дополнительного соглашения к контракту", - отмечается в материалах.

Соглашение по проекту строительства и электрификации 16 км второго пути линии Белград-Панчево было подписано РЖДИ и ЖДС в июне 2013 г. В декабре 2013 г. документы были приняты Минфином РФ, и в январе 2014 г. на счет "РЖД Интернешнл" поступил аванс от "Железных дорог Сербии" в размере $13,6 млн. Дополнительное же соглашение по проекту "Коридор Х", предполагающему реконструкцию шести участков этой линии общей протяженностью 112 км, было подписано в марте 2014 г. (на $86,2 млн). "По имеющейся информации, в бюджете Сербии на 2014 г. зарезервированы 630 млн сербских динар (около $6,65 млн по текущему курсу) на первый этап (северные участки), что позволит приступить к выполнению работ в 2014 г. Ожидается, что соглашение будет направлено сербской стороной в Минфин России для принятия к финансированию", - отмечается в материалах.

К настоящему времени по проекту "Белград-Панчево" и по трем участкам "Коридора Х" (Голубинцы-Рума, Сопот Космайски - Ковачевац, Мала Красна - Велика Плана) ЖДС получила разрешение на строительство, а РЖДИ оформила лицензию для работ на ж/д путях. Получены сертификаты международных стандартов ISO 9001:2008, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:200. В марте 2014 г. от заказчика получена документация по первому проекту со всеми разрешениями на строительство. При участии еще одной "дочки" РЖД - ОАО "РЖД-Логистика" в качестве экспедитора, ведутся согласования по отправке в Сербию первой партии путевой техники (29 единиц). "Ввиду последних событий на Украине принято решение об изменении маршрута поставки через Белоруссию", - отмечается в документе.

На конкурсе определен подрядчик для выполнения земляных работ, строительство малых искусственных сооружений и зданий: им стала компания Energoprojekt Niskogradnja (договор субподряда с ней подписан в марте 2014 г.). Завершен выбор исполнителей по строительству больших сооружений: победителями признаны ОАО "Строй-Трест" и ЗАО "Стройпутьинвест". Готовятся тендерные процедуры по выбору поставщиков материалов для верхнего строения пути и сооружения объектов сигнализации, централизации, блокировки и связи. Началась подготовка конкурса по выбору исполнителя работ по сооружению земляного полотна, платформ и малых строений по участкам "Коридора Х". Поставщиком средств малой механизации и путевого инструмента выбрана французская компания Geismar.

В июле 2014 г. в ходе визита в Сербию президент РЖД Владимир Якунин обсуждал с президентом этой страны Томиславом Николичем вопрос об утверждении советом директоров ЖДС дополнительного соглашения по проекту "Коридор X". Глава "Железных дорог Сербии" Драголюб Симонович тогда заявлял, что работы начнутся "очень скоро". "Таким образом, работа российских субподрядчиков была полностью легитимизирована, а также появилась возможность продолжить работу по заказу рабочей документации по проекту "Стара-Пазова - Нови Сад" (реконструкция существующего и строительство второго пути на 44-километровом участке - ИФ)", - говорится в материалах.

Однако 28 июля Д.Симонович был отправлен в отставку. "Ни новый директор, ни лицо, обладающее необходимыми полномочиями, не назначены до сих пор. В результате зашла в тупик работа по подписанию дополнительного соглашения по "Коридору X", ранее по просьбе сербской стороны разделенного на две части из-за отсутствия денег в бюджете республики средств на оплату аванса по всему соглашению. Остановилась работа и над другими дополнительными соглашениями в рамках контракта. По этой же причине РЖДИ не может не только приступить к работам (по "Коридору X" - ИФ), но и подписать акты уже выполненных работ по участку Белград-Панчево", - отмечают авторы аналитической записки.

Создавшаяся ситуация неоднократно обсуждалась с сербской стороной "на самых различных уровнях", в том числе на встрече первого замглавы "РЖД Интернешнл" Александра Рыльского с запредом правительства Сербии, министром строительства, транспорта и инфраструктуры Зораной Михайлович в августе 2014 г. РЖДИ подготовила и направила ей "по своим каналам" предложения "по скорейшему выходу из тупиковой ситуации". Однако реакции на него также не последовало. Ранее З.Михайлович отмечала, что выполнение работ опережает график более чем на 10%, "чего не было на инфраструктурных объектах Сербии уже многие годы".

На сегодняшний день состояние проекта следующее. На линии Белград-Панчево из-за подъема воды в реках Дунай и Тамиш в районе строительства выше критической отметки строительство приостановлено. С 1 сентября началось устройство контактной сети и укладка верхнего строения пути, монтажу систем сигнализации и телекоммуникации, то есть все работы идут по графику. По проекту "Коридор X" РЖДИ готово начать работу - "вся необходимая техника находится в Сербии".

Согласовано проектное задание на реконструкцию сербского участка ж/д линии Белград-Врбница-Бар (200 км). Договор на разработку с сербским проектных институтом CIP заключен в августе 2014 г., подписать дополнительное соглашение планируется в мае 2015 г. "По сообщениям СМИ, Сербия ожидает от Евросоюза помощь в реконструкции. Эту позицию поддерживает Черногория (приблизительно половина трассы проходит по территории этой страны). До конца 2014 г. Сербия рассчитывает получить от ЕС гранты и льготные кредиты на 140 млн евро", - говорится в аналитической записке.

Кроме того, "РЖД Интернешнл" продолжает согласование с CIP и ЖДС цены на рабочую документацию по проекту "Стара-Пазова - Нови Сад", после чего планирует подписать дополнительное соглашение. Проект же дополнительного соглашения на поставку дизельных поездов ОАО "Метровагонмаш" (г.Мытищи, Подмосковье, актив ЗАО "Трансмашхолдинг" (MOEX: TRMH)) для пригородных перевозок на сумму около $100 млн) находится на рассмотрении у сербской стороны, которое также тормозится отсутствием руководства "Железных дорог Сербии".

"По состоянию на сентябрь 2014 г. профинансированы работы на сумму $3 млн. Вместе с тем, принимая во внимание, про период использования кредита истекает в 2017 г., у Минфина России вызывает озабоченность низкий темп выполнения работ, финансируемых за счет кредита", - также отмечается в материалах к заседанию межправительственного российско-сербского комитета.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс07.10.2014