07-04-14 / 2014
Новости отрасли
РФ определит схему привлечения инвестиций в локомотивный сегмент ж/д рынка во II квартале

Схема, условия и сроки привлечения инвестиций в локомотивный сегмент рынка железнодорожных перевозок в России будут определены во II квартале 2014 года, говорится в утвержденном правительством РФ плане мероприятий по развитию конкуренции на ж/д транспорте (текст документа опубликован на сайте кабинета министров).

Минтранс, Минэкономразвития, Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам РФ совместно с ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) и Советом операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), а также другие заинтересованные участники должны будут подготовить программу соответствующих действий на 2014-2015 гг. В ней, помимо прочего, должна быть определена техническая и технологическая модель работы на общей ж/д сети локальных перевозчиков. Финальное решение межведомственная рабочая группа по вопросам развития железнодорожного транспорта представит в правительство.

Кроме того, в рамках договоренностей участников Таможенного союза в 2014-2015 гг. правительство РФ планирует провести подготовку к доступу с 1 января 2015 г. перевозчиков трех стран к инфраструктуре друг друга. Ответственными назначены те же организации.

Ранее статус РЖД как монопольного игрока на локомотивном рынке было решено сохранить до 2015 г. с либерализацией на некоторых локальных маршрутах (с выбором модели конкуренции - "за маршрут" или "на маршруте"). Однако руководство "Российских железных дорог" несколько лет высказывалось категорически против допуска частных локомотивов на ж/д сеть, заявляя при этом, что собирается развивать инструмент лизинга этой техники. В итоге РЖД согласились с моделью конкуренции "за маршрут", подготовив список из 12 устраивающих монополию участков.

Операторов, правда, они не устроили. И даже не столько потому, что эти участки обеспечивают окупаемость лишь за горизонтом 20 лет, а поскольку под критерии, изначально утвержденные правительством в целевой модели развития рынка грузовых ж/д перевозок до 2015 г., подпадают лишь 2 направления. Более того, СОЖТ предлагает вернуться к букве реформы и провести эксперименты по обеим моделям конкуренции, как изначально и предполагалось. Наряду со схемой локальных перевозчиков при этом сейчас рассматриваются еще два механизма либерализации локомотивного сегмента. Речь идет о расширении использования так называемых "поездных формирований" (когда оператор перевозит грузы собственным локомотивом на определенном маршруте, но у него нет статуса перевозчика) и об аренде частных локомотивов "Российскими железными дорогами").

В конце марта министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что пока решения о сроках запуска конкурентных моделей нет. "Дискуссия эта велась достаточно давно. Но сейчас мы конкретно еще не определили сроки, когда надо развивать одни или другие виды этой конкуренции", - говорил он, отмечая лишь, что при определении критерия отбора перевозчиков целесообразно исходить из необходимости равных для всех, в том числе РЖД, тарифных и организационных условий работы".

Между тем, ранее заместитель М.Соколова Сергей Аристов заявлял "Интерфаксу", что частные железнодорожные операторы, рассчитывающие стать перевозчиками с правом перевозить вагоны собственными локомотивами, должны брать в оперирование весь участок, на котором они хотели бы осуществлять транспортировку, а не только "нитку графика" для осуществления своих работ. "Если мы говорим о целевых моделях - то это конкуренция "за маршрут". И в этой части никто никаких запретов не делает. Мы против того, чтобы ("частник" - ИФ) захотел, ткнул пальцем - я здесь буду работать, а вы - подбирайте мои крошки", - говорил он.

"Логика "частника" сегодня такая: я выберу какой-нибудь очень маленький прибыльный маршрут, на нем буду работать, и не лезьте сюда". Получается, что я (как чиновник, принимающий участие в подготовке законодательства - ИФ) сделаю убыток государству, чтобы зарабатывала эта компания на маленьком участке? Где логика, где коммерческая привлекательность, где конкуренция? Инфраструктура и та (грузовая - ИФ) база, которая перевозится, должна отработать на полную мощь, а не съедаться кусочек. Надо предлагать частным компаниям входить на сеть в полном объеме, создавать свою сеть и работать наравне с РЖД", - отмечал С.Аристов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс07.04.2014