16-11-10 / 2010
Новости отрасли
РФ может создать кратчайший транзитный коридор «Азия - Европа – Азия» - Интервью президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Я...

- Как руководство РЖД расценивает перспективу развития направления АТР и, в частности Корею?

- Резервом для наращивания объемов перевозок внешнеторговых и транзитных грузов по Транссибирскому маршруту является грузовая база, которая формируется в Китае, Южной Корее, Японии, в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в Европе, Финляндии, Скандинавских странах, а теперь и в странах Латинской Америки. Организовав прямое железнодорожное сообщение с Республикой Корея после модернизации Транскорейской магистрали и ее соединения с Транссибом, Россия могла бы создать самый короткий в мире транзитный коридор «Азия - Европа – Азия» и успешно конкурировать с морским маршрутом перевозки грузов через Суэцкий канал. Ежегодно между Западной Европой и Восточной Азией перевозятся миллионы контейнеров, но только 1 - 2% этого потока проходят по территории России, а ведь эти потоки могли бы существенно повысить доходы железнодорожных компаний от транзитных грузов, следующих по Транссибирской магистрали.

- Что Вы думаете в этой связи о возможности восстановления Транскорейской магистрали?

- Восстановление Транскорейской магистрали позволит привлечь на нее грузы взаимной торговли между Россией, КНДР и Республикой Корея, а также транзитные грузы в сообщении Республика Корея - европейские страны и обратно. Одним из вариантов транспортировки грузов может стать маршрут Хуньчунь - Хасан - Туманган - порт Раджин и далее страны АТР. Еще в 2001 году президентом России Владимиром Путиным и лидером КНДР Ким Чен Иром была подписана Московская Декларация, отражающая согласие сторон о создании железнодорожного транспортного коридора, соединяющего Север и Юг Корейского полуострова с Россией и Европой. В 2006 году руководство ОАО «РЖД» посетило с визитом Южную и Северную Корею. В ходе визита были проведены переговоры с представителями правительства, железных дорог, грузовладельцев и экспедиторских компаний Республики Корея и КНДР. Стороны обсудили вопросы начала модернизации Транскорейской магистрали, укрепления сотрудничества и реализации совместных проектов, направленных на привлечение дополнительных объемов перевозок по Транссибу. Важным результатом визита стало согласование тремя сторонами маршрута Транскорейской магистрали, который будет проходить от Пусана через Сеул, далее по территории Северной Кореи через Кэсон – Пхенсан - Вонсан с выходом на Транссиб через погранпереход Хасан - Туманган. Как первый этап восстановления всей Транскорейской магистрали ОАО «Российские железные дороги» рассматривают пилотный проект Хасан – Раджин. Проект предусматривает реконструкцию участка железной дороги Хасан – Раджин (54 км), строительство в порту Раджин контейнерного терминала и последующее использование этой инфраструктуры для организации транзитных перевозок с выходом на сеть российских железных дорог.

Соглашение о сотрудничестве в реализации этого проекта президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и министр железных дорог КНДР Ким Ен Сам подписали в 2008 году. Реализацией проекта занимается совместное предприятие ОАО «Торговый дом РЖД» и порта Раджин, которое заключило договор аренды железной дороги на участке Туманган - Раджин с государственной компанией «Тонхе», получившей от Министерства железных дорог КНДР все права на этот участок железной дороги. Совместное предприятие «РасонКонТранс» создано сроком на 49 лет со следующим распределением долей в регистрационном капитале: 70% у российской стороны и 30% – у корейской. Оно будет обеспечивать привлечение инвестиций для финансирования проекта, а также привлекать подрядчиков к осуществлению проектных и строительных работ по реконструкции железной дороги на участке Туманган – Раджин (54 километра) и строительству контейнерного терминала в порту Раджин. В целях осуществления беспрепятственного пропуска грузов через государственную границу стороны договорились предпринять все необходимые усилия для обеспечения надлежащей работы пунктов пропуска на станциях Хасан и Туманган и максимального упрощения таможенных и пограничных формальностей. Кроме того, был организован Консультативный комитет, который будет осуществлять координацию реализации проекта.

- Что сейчас делает российская сторона в этом направлении?

- В 2009 году ОАО «РЖД» создало совместное предприятие и приступило к практической стадии реализации проекта в соответствии с принятыми обязательствами, несмотря на сложности в решении вопроса госфинансирования и сохраняющейся напряженности на Корейском полуострове. Была проведена экспертиза проектной документации, завершен конкурс по отбору подрядных организаций для ведения строительных работ по проекту. От корейских органов власти получены все разрешения, необходимые для начала строительства: разрешение на проектирование по порту и по железной дороге, разрешение на строительство по железной дороге и порту. В нынешнем 2010 году компания ведет полномасштабные работы по реконструкции и строительству инфраструктуры. Так, на станции Туманган реконструировано 8,28 км верхнего строения путию. Реконструкция пути ведется на станциях Чокчи, Курёнпхён и Унсан. Помимо этого силами ОАО «РЖДстрой» в тот же период планируется реконструкция 4 мостов, устройство 9,6 км земляного полотна и укладка 0,6 км водоотводных лотков по перегонам, начало укладки кабелей связи и электроснабжения. Планируемый срок ввода железной дороги и терминала в эксплуатацию – 1 квартал 2011 года. Ожидаемые затраты на реализацию проекта составят 170 млн. евро 170 млн. евро - инвестиции на пилотный проект. На первом этапе реализации проекта Хасан - Раджин объем контейнерных перевозок, который должен быть привлечен на Транссибирскую магистраль, оценивается в 100 тыс. контейнеров в год.

- Эти контейнеры пойдут только из КНДР или и из других стран, Южной Кореи? Если и из Южной Кореи, то тогда возникает вопрос, связанный с получением разрешения от КНДР на загрузку южнокорейских контейнеров в Наджине.

- Полагаем, что контейнеры пойдут из КНДР и также других стран. Насколько нам известно, порт закрыт только для входа военных кораблей.

- Какова ситуация в важном для Южной Кореи вопросе перевалки грузов с морского транспорта на железнодорожный?

- Поставленную задачу – предложить клиентам транспортно-логистические услуги качественно нового уровня (экономически оправданная и конкурентоспособная цена, удобный и безупречный сервис) – можно решить только при эффективном взаимодействии различных видов транспорта, в частности, железнодорожного и морского.

В целях привлечения стабильных контейнерных грузопотоков ОАО «РЖД» активно участвует в строительстве железнодорожных подходов к российским портам во всех водных бассейнах. ольшая работа проводится по усилению и развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Дальневосточного региона. За последние 3 года на эти цели было направлено порядка 20 млрд. руб. Для того, чтобы выстроить эффективную логистику интермодальных перевозок, компания и её дочерние общества входят в капиталы морских портов.

Изучается возможность создания в крупнейших портах управляющих компаний для координации инвестиционной политики и действий всех участников логистической цепочки на базе единых диспетчерских служб, осуществляющих постоянный контроль над продвижением грузопотоков с учетом взаимодействия всех видов транспорта. Детально прорабатывается вопрос об участии ОАО «РЖД» в развитии припортовой терминальной инфраструктуры. Также нами ведется активная работа по формированию условий для совместной реализации комплексных транспортных цепочек доставки внешнеторговых грузов и экономически оправданного распределения доходов и прибылей между всеми участниками этого процесса. Компания выстраивает более эффективную модель взаимодействия с таможенными органами на базе единого электронного документооборота. Совместными усилиями прорабатываются вопросы нормативно-правового урегулирования технических и технологических проблем взаимодействия железнодорожного и морского транспорта (соблюдение согласованных условий перевозок и мер взаимной ответственности за их нарушение, разработка закона о транзите). Важным инструментом влияния компании на формирование конкурентоспособной и экономически эффективной «сквозной» ставки может стать создание совместных предприятий с морскими перевозчиками и экспедиторами. Таким образом, делается всё возможное для создания конкурентоспособных условий с целью использования морских портов при перевозке внешнеторговых и транзитных грузов.

- Какова роль Транссибирской магистрали в международных экономических отношениях?

- Транссибирская железнодорожная магистраль является сухопутным мостом в торговом и экономическом взаимодействии Европы, России, Юго-Восточной Азии и Китая. С учетом переориентации грузовой базы России на Дальневосточные порты (а это глобальная тенденция в среднесрочной перспективе), то вопрос повышения конкурентоспособности европейской экономики, развития российской и китайской экономик, стран Северо-Восточной Азии требует соответствующих, более современных средств коммуникации – тяжеловесных скоростных грузовых поездов, а также современных пассажирских поездов. Транссибирская магистраль – это для нас ключевой аспект модернизации и стратегического развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

ОАО «РЖД» полагает, что именно развитие Транссибирских перевозок может стать дополнительным фактором расширения экономического сотрудничества.

- Как повлиял мировой кризис на Транссиб и перевозки?

- Весь прошедший год компания работала в непростых экономических условиях. Спад в мировой экономике обусловил сокращение спроса на грузовые перевозки, в том числе, в крупнотоннажных контейнерах. По данным European Liner Affairs Association (ELAA), объемы контейнерных перевозок из Азии в Европу в 2009 году снизились на 15% до 11,5 млн. TEU против 13,5 млн. TEU в 2008 г. Объемы перевозок по Транссибирской магистрали упали на треть – до 780 тыс. TEU. При этом в целом в международном сообщении спад контейнерных перевозок был еще более значительным (более чем вдвое). Благодаря своевременно принятым антикризисным мерам Российские железные дороги в 2009 году сохранили устойчивость транспортного обслуживания экономики и рентабельность деятельности. По итогам года погрузка при первоначально прогнозировавшемся сокращении на 19% снижена на 15%. Динамика восстановления грузовой базы в текущем году внушает определенный оптимизм.

За 8 месяцев 2010 года общий объем перевозок крупнотоннажных контейнеров по Транссибирской магистрали увеличился на 23% (по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.), в т.ч. в международном сообщении – на 45%. Мировой кризис не повлиял на долгосрочные планы развития инфраструктуры для обеспечения контейнерных перевозок. В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, объем перевозок транзитных грузов по территории России возрастет к 2030 году в 2,8 раза (к уровню 2007 года). В этой связи ОАО «РЖД» проводит активную работу, направленную на усиление и развитие железнодорожной инфраструктуры в дальневосточном направлении. Компания делает основную ставку на развитие перевозок по Транссибирской магистрали и БАМу как составляющим направления «Восток – Запад». Наша компания провела масштабные работы по модернизации инфраструктуры и реализации комплекса технических и технологических мероприятий. На Транссибе были решены вопросы с сохранностью перевозимых грузов, введён упрощенный порядок декларирования грузов в контейнерах, применяются современные информационные технологии, позволяющие осуществлять контроль за продвижением вагонов и контейнеров и информировать клиентов в режиме реального времени. Мы добились определенных успехов в повышении качества транспортного обслуживания грузоотправителей: сокращены сроки доставки грузов. ОАО «РЖД» разработало и в июне 2009 года приняло «Программу действий по развитию железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 года». В рамках этой Программы ведется разработка инновационного транспортного продукта «Транссиб за 7 суток», реализация которого позволит преодолевать за это время расстояние от дальневосточных морских портов до границ Евросоюза с маршрутной скоростью до 1500 км в сутки. Достижение таких временных показателей будет обеспечено за счет использования нового подвижного состава, усиления пропускных способностей инфраструктуры, внедрения современных информационных технологий, а также адаптации железнодорожной техники и технологий к международным стандартам. Несмотря на ужесточение конкуренции со стороны морского и автомобильного транспорта, российские и зарубежные компании в условиях кризиса успешно осуществляют деятельность по сохранению и даже увеличению объемов перевозок грузов, добиваются положительных результатов по реализации новых проектов. Одним из многих стала организация в 2010 году усилиями Секретариата КСТП, экспедиторских компаний «Нурминен Лоджистикс» (Финляндия), ООО «ФИТ» и ОАО «Трансгарант» первого за долгое время полносоставного поезда по маршруту Хамина – Бусловская – Находка-Восточная. Транзитное время составило 13 дней. Выработке привлекательных условий для грузоотправителей способствовало решение Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» о выдаче разрешения на формирование поезда в составе 57 условных вагонов как полносоставного. Конкурентные преимущества проекта были обеспечены и за счет полученного разрешения на погрузку контейнеров на платформы дверями наружу в целях сокращения времени таможенного досмотра. Определенную роль в переключении грузовой базы этого поезда с моря на железные дороги сыграла конкурентоспособная сквозная ставка, сформированная в соответствии с подписанным 10 сентября 2009 г. Соглашением членов КСТП – участников Транссибирских перевозок о предоставлении специальных тарифных условий на организацию перевозок, переработку и охрану транзитных грузов в составе контейнерных поездов по Транссибу через дальневосточные порты. Достигнута договоренность об активизации работы ассоциации транссибирских интермодальных операторов Японии (TSIOAJ), Корейской ассоциации международных грузовых экспедиторов (KIFFA), Ассоциации европейских транссибирских операторов (GETO) по привлечению дополнительных объемов грузов на Транссибирский маршрут из Японии, Республики Корея в Европу и в обратном направлении. Совместно с причастными сторонами прорабатываются вопросы возможной организации перевозок контейнерных грузов из северо-восточных и западных провинций Китайской Народной Республики в Россию, Венгрию, Германию, Польшу и страны Балтии. Для привлечения дополнительных объемов грузов в контейнерах в настоящее время организовано регулярное курсирование контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа – Китай. В данном проекте в качестве компании-оператора принимает участие ОАО «ТрансКонтейнер», предоставляющее услуги по перевозке контейнеров транзитом по российским, украинской и белорусской железным дорогам.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ИТАР-ТАСС16.11.10Якунин: РФ может создать кратчайший транзитный коридор «Азия - Европа – Азия»