13-10-15 / 2015
Новости отрасли
РФ будет идти по пути демонополизации в ж/д транспорте, вопросы назрели - Путин

Россия будет продолжать двигаться по пути демонополизации в железнодорожном транспорте, заявил президент РФ Владимир Путин.

"Что касается демонополизации железнодорожного транспорта и электроэнергетики. Да, мы будем идти по этому пути. Более того, я лично считаю, что в части железнодорожного транспорта эти вопросы давно назрели", - сказал он на пленарном заседании в рамках форума "ВТБ Капитала" "Россия зовет!" во вторник в Москве.

По его мнению, аргументы ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) "по поводу того, что они не могут или не должны выпускать из своих рук некоторые элементы всего этого бизнеса, являются недостаточно убедительными". При этом В.Путин отметил, что в любом случае РЖД должны сохранить "диспетчеризацию так или иначе в своих руках".

"Дальнейшая либерализация здесь (в сфере ж/д отрасли - ИФ), на мой взгляд, востребована, ее нужно доработать и осуществить", - подчеркнул президент России.

Как сообщалось, ранее в ходе реформы ж/д транспорта предполагалось и разделение направлений деятельности монополии - на инфраструктурное, перевозочное и вагонное. Либерализация последнего сегодня фактически осуществлена (из крупных активов у РЖД остались 100% в АО "Федеральная грузовая компания" и доля в ПАО "Трансконтейнер" (MOEX: TRCN)). При этом был продан крупнейший в РФ вагонный оператор - "Первая грузовая компания" (его за 175,5 млрд руб. купила группа UCL Владимира Лисина). Частично либерализован сегмент пригородных пассажирских перевозок.

Об отделении же перевозочной составляющей от инфраструктурной в последние годы идут активные дискуссии. Все это время руководство РЖД высказывалось категорически против допуска частных локомотивов на ж/д сеть. В 2011 г. статус монопольного игрока в локомотивном сегменте решено было сохранить за "Российскими железными дорогами" - как минимум до 2015 г. с возможностью прихода "частников" на некоторые локальные маршруты. Монополия же согласилась с моделью конкуренции "за маршрут", подготовив список из 12 устраивающих монополию участков.

Правда, операторов они не устроили, поскольку эти участки обеспечивают окупаемость лишь за горизонтом 20 лет, а под критерии правительства в целевой модели развития рынка грузовых ж/д перевозок подпадают лишь два направления. При этом Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев вагонов) предлагал провести эксперименты и по модели конкуренции "на маршруте" - как изначально предполагалось.

Бизнес все это время высказывался в пользу скорейшего решения вопроса в контексте старения парка РЖД. Дефицит тяги уже превышает 20%: к перевозке в РФ предъявляется в среднем по 90 вагонов на локомотив при длине составов в 71 вагон, подчеркивал, будучи главой президиума СОЖТ, генеральный директор группы Globaltrans Сергей Мальцев (сейчас он - председатель Совета потребителей услуг РЖД при правительственной комиссии по транспорту). В такой ситуации, по мнению топ-менеджера, вопрос с тягой в любом случае "сам собой найдет выход" - и в течение 1-1,5 лет к вопросу привлечения частного капитала в сегмент тяги придется вернуться. Никаких существенных сдвигов, однако, не произошло.

При этом в обсуждении темы участвовал и сам В.Путин - так, в апреле он в очередной раз поручил проработать вопрос о допуске частных компаний к использованию локомотивов.

Сейчас вопрос дискуссия идет в контексте формирования новой модели рынка грузовых перевозок, хотя разные участники отрасли предлагают провести более или менее глубокую либерализацию сегменты локомотивной тяги. В частности, министерство экономического развития РФ предлагает отдать "частникам" отдельные тупиковые маршруты для обслуживания их локомотивами по модели конкуренции "за маршрут", Совет потребителей услуг ж/д транспорта, функционирующий при правительственной комиссии по транспорту РФ, - более масштабные реформы этой сферы. Активного противодействия либерализации со стороны РЖД со сменой их главы также не наблюдается. Новый руководитель призывает тщательно проработать вопрос.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс13.10.2015