22-12-14 / 2014
Новости отрасли
Результат не обнадежил

В Эстонии хотят вернуться к прежней модели управления железной дорогой Правление AS Eesti Raudtee готово провести обратную структурную реформу, заявил председатель правления – генеральный директор предприятия Aхти Aсманн. В условиях возрастающих убытков эта мера может исправить ситуацию за счет получения дополнительных средств. В профсоюзе железнодорожников Эстонии говорят, что изначально предупреждали правительство о пагубных последствиях реформирования отрасли. Поэтому ответственность должны нести именно чиновники.

Около 4 млн евро убытков – такой финансовый результат может получить Eesti Raudtee по итогам деятельности 2014 года, заявил Ахти Асманн. Одна из главных причин того – обвал транзитных потоков на железных дорогах Эстонии.

Дальше – хуже. По словам главы предприятия, бюджет на 2015 год составлен уже с учетом девятимиллионного убытка.

Несколько урегулировать печальную ситуацию могло бы увеличение тарифа за использование инфраструктуры для пассажирского перевозчика Elron, считает господин Асманн. Однако о полном покрытии убытков Eesti Raudtee за счет этой меры речи быть не может – настолько они велики.

«Я не верю, что эти расходы можно отобразить в стоимости билетов, это нереально.

По всей видимости, у Elron есть некоторая способность платить больше, но в ситуации, когда 70% их расходов покрываются из дотаций, это на самом деле вопрос к государст­ву», – заявил Ахти Асманн.

По его словам, правление предприятия рассматривает вопрос проведения обратной структурной реформы, которая подразумевает объединение Eesti Raudtee, являющегося хозяйствующим субъектом инфраструктуры, с грузовой компанией AS EVR Cargo. Работа в едином железнодорожном холдинге, собственно, как это было до реструктуризации, должна способствовать получению дополнительных средств, считает господин Асманн.

Советник по связям с общественностью Eesti Raudtee Катрин Иосуа позицию компании о возможности ее возвращения к прежней модели работы прокомментировала осторожно, отметив, что для удовлетворения клиентов должен быть обеспечен быстрый вагонооборот. А этого проще всего достичь за счет тесного сотрудничества операторов и инфраструктурного предприя­тия.

«Исходя из потребностей клиентов, мы постоянно ищем возможности для эффективной работы бизнес-модели и управления. Несмотря на то что должны быть обеспечены равное обращение и честная конкуренция, изобилие операторов на железной дороге не обес­печивает выполнения обозначенных параметров», – подчеркнула Катрин Иосуа.

По словам председателя профсоюза железнодорожников Эстонии Олега Чубарова, нынешняя ситуация в отрасли прогнозировалась еще «на берегу», то есть до начала разделения концерна Eesti Raudtee. Прежде всего очевидным было увеличение административных расходов впоследствии. И очевидным не только для профсоюза, но и для руководства концерна. Но, увы, не для политиков, говорит Олег Чубаров.

Эстонские чиновники, «прогнувшись перед коллегами из Евросоюза», приняли решение выполнить европейские директивы, предусматривающие разделение инфраструктурной и перевозочной деятельности. Причем еще до окончания судебного разбирательства, инициированного немецким оператором Deutsche Bahn, в котором он оспаривал требование ЕС о выполнении директив (которые, по сути, носят рекомендательный характер) и в результате успешно выиграл дело.

«При этом у нас до сих пор висит воп­рос, кто будет нести ответственность за принятое решение. Потому что на процесс реструктуризации потрачены миллионы: во-первых, на юридические консультации, во-вторых, миллионы ушли в карманы политиков, которые занимались этим, – подчеркивает глава профсоюза. – Конкретные люди совершили глупость, но, естественно, признать это сегодня они боятся, потому что за ошибки надо платить».

В связи с этим ожидать начала «обратной реформы», анонсированной Ахти Асманном, можно не раньше следующего года, когда будут перевыборы в государственное собрание страны, считает Олег Чубаров. Между тем решение, как быть предприятию и его сотрудникам в обозримом будущем, необходимо искать уже сейчас.

«Когда-то железная дорога приносила миллионные доходы, сегодня – миллионные убытки. На моей памяти такого не было даже в самые худшие времена, при большом падении грузопотоков. Всегда выходили с плюсом и даже с повышением заработных плат. Сегодня на это просто не хватает денег, – говорит глава профсоюза. – Поэтому сегодня мы стоим перед сложным выбором: что делать дальше? Для нас ясно, что работодатель загнан в угол. И единственно возможное в нынешних условиях решение – государственное дотирование предприятия. А это решение должно принять правительство, ответственное за то, что мы имеем сейчас».

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152022.12.2014