22-08-16 / 2016
Новости отрасли
Результат имеет значение

Минтранс России разработал методику, позволяющую оценить экономический эффект от эксплуатации грузовых инновационных вагонов на сети железных дорог. Такой документ должен повысить спрос со стороны операторов. Однако они к такой мере пока относятся настороженно.

Минтранс привлечет покупателей инновационных вагонов выгодой. Документ "Об утверждении Методики оценки экономической эффективности эксплуатации грузовых инновационных вагонов на железнодорожной инфраструктуре российских железных дорог" предполагает принцип эмпирического определения показателей, влияющих на инфраструктуру, путем проведения испытаний вагонов с улучшенными характеристиками. Расчеты позволят изготовителям или владельцам инновационных вагонов определить их экономическую эффективность.

Методика стала частью реализуемой Программы поддержки транспортного машиностроения на 2016 год. Поскольку ключевым элементом программы является субсидирование покупки инновационного подвижного состава, ожидается и рост объема производства и продаж. Документ поспособствует этому процессу.

По данным разработчика, отсутствие такой методики не позволяет произвести расчет экономически обоснованного эффекта.

"Она необходима для совершенствования тарифных механизмов, стимулирующих приобретение перевозчиками, операторами подвижного состава и грузоотправителями инновационных вагонов с техническими характеристиками, обеспечивающими экономический эффект, связанный со снижением расходов владельца инфраструктуры при их эксплуатации", – пояснили в Минтрансе.

Согласно методике заявитель рассчитывает основное удельное сопротивление движению оцениваемой модели вагона и модели вагона-аналога. В основу расчетов легла оценка текущих затрат ОАО "РЖД" в зависимости от технических характеристик моделей вагонов, подтвержденных результатами испытаний и требованиями руководства по эксплуатации.

Заместитель генерального директора по железнодорожной технике ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" Андрей Шленский уверен: методика должна быть понятной всем участникам рынка, и операторам в первую очередь. Поскольку в ее основу закладывается эффективность со стороны РЖД (тарифные преференции от приобретения инновационного вагона выделяют именно они), то и механизмы предоставления нужны прозрачные.

"Конечно, мы заинтересованы в стимулировании спроса на продукцию, – говорит Андрей Шленский. – Однако необходимо эффективное решение для всех участников рынка. И тарифы действительно могут создать ясную перспективу для операторов".

Кроме того, по его словам, утверждение документа прояснит вагоностроителям потребности отрасли – создавать дешевое и простое или же инновационное и перспективное.

По мнению заместителя председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖДПС) Дениса Семенкина, документ носит больше политический характер. Проект не направлен на создание условий для операторов, а скорее, на искусственное повышение значимости инновационного подвижного состава.

"Такие меры позволят впоследствии некоторым вагоностроителям получать административные преференции в области тарифной и технологической политики", – считает эксперт.

Другие операторы и раньше отмечали, что нужны определенные условия на рынке, которые бы стимулировали покупку инновационных составов, а не их производство. Ранее начальник управления корпоративных коммуникаций АО "Первая грузовая компания" Дмитрий Бауков замечал, что приобретать инновационные вагоны поможет только поддержка государства. А именно – механизм должен быть экономически оправданным для операторов.

Напомним, что ОАО "РЖД" еще в 2008 году из-за дефицита перевозочных мощностей сформировало заказ на создание современного типа вагонов – более вместительных, безопасных и экономичных. Как основной заказчик, РЖД нуждались в инновационных вагонах, которые бы снижали воздействие на железнодорожные пути, что уменьшило бы и расходы компании на поддержание магистралей.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.08.2016