29-12-22 / 2022
Новости отрасли
Решить логистическую задачу

Снижение погрузки и грузооборота на сети РЖД, загруженность восточного направления, работа пунктов пропуска и погранпереходов на пределе возможностей, убытки, увольнения, простои, падение производства, рост тарифов, сокращение внутреннего спроса и увеличение сроков доставки. Это далеко не все последствия введенных санкций со стороны ЕС в транспортной отрасли и логистике в частности. Если 2020 год нарушил, но не сломал привычные цепочки, то 2022-й стал годом глобальной трансформации всего рынка транспортных услуг. Логистика развернулась с запада на восток. Санкции ударили по всем видам транспорта, заблокировав авиасообщение, поставив под удар и морской, и автотранспорт. ЕС запретил российским судам заходить в свои порты, автомобильным грузоперевозчикам – пересекать границу, а РЖД попали в британский санкционный список. Монополия судится с компанией Siemens. А эксперты заговорили о логистическом кризисе: одни поставки подорожали в 2- 3 раза, а другие оказались и вовсе невозможными. Ни инфраструктура, ни пункты перегрузки не были готовы к такому увеличению отправок на восток.

Разворот контейнерной логистики на восток повлек за собой определенные технологические сложности на Восточном полигоне. В этом году выросло количество брошенных поездов и загруженность сети. В поисках альтернативных маршрутов в течение всего года власти и участники логистического рынка акцентировали свое внимание на развитии международных транспортных коридоров (МТК), в частности МТК Север – Юг. Но на деле этот коридор пока только предстоит развить, сейчас он больше существует на бумаге, говорят эксперты. Пока МТК Север – Юг не способен обеспечить запросы российских грузовладельцев.

Логистический рынок главный упор делал на перенаправление поставок в Азию. В итоге на конец года на нем образовался дисбаланс экспортных и импортных грузо потоков и прогнозируется дальнейшее снижение погрузки на сети РЖД в будущем году. Руководство холдинга снова заговорило о разрешении на погрузку контейнеров в полувагоны, а операторы, ранее считавшие такой вид перевозок нерентабельным, начали менять свое мнение. Сегодня на повестке логистического рынка – диверсификация экспортно-импортных потоков, проходящих через территорию РФ. Важнейшей точкой продвижения контейнеропотоков являются порты Дальнего Востока. Но именно перестройка логистики продемонстрировала в этом году важность развития крупнейшего транзитного железнодорожного пункта пропуска Забайкальск. Российские компании, столкнувшись с последствиями санкций, опасаясь потерять объем клиентов и прибыль, разворачивают свой маркетинг в сторону продукции из Китая. Теперь, как говорят эксперты, они борются не за одного крупного клиента, а за множество разных, все чаще и чаще сотрудничая с азиатскими банками. После сложной весны многим к осени удалось наладить новые цепочки или расширить старые. Но конечная стоимость продукции ожидаемо подорожала. При этом в нынешнем году выросла ценность автомобильного транспорта как более гибкого в новых экономических реалиях.

Стоит отметить, что в 2022-м санкции отразились и на сухопутном транзите в Калининградскую область через территорию Литвы. На сегодня власти региона готовят расчеты для Минэкономразвития России, чтобы предъявить иск Литве в ВТО.

Речь идет в том числе и о требовании компенсации в рамках иска.

Сказались санкции и на складской логистике: спрос на склады снизился на 15-20%, а это привело к изменению ставки на услуги, сократилось количество занимаемых складских площадей и снизились операционные объемы обрабатывае мой продукции. Еще большим ударом для рынка стало полное эмбарго ЕС на российский уголь с 1 августа. С 5 декабря в связи с эмбарго на российскую нефть под запрет попали поставки сырья, а с 5 февраля попадут еще и нефтепродукты.

Но последствия этих эмбарго, как отмечают эксперты, предстоит оценить уже в начале 2023 года.

Для корректировки ситуации на логистическом рынке и устранении барьеров сегодня высказываются разные предложения, например, открытие сервисов deep sea через порты Северо-Запада. Но не исключен и существенный пересмотр Минтрансом параметров Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035-го.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер29.12.2022