29-01-13 / 2013
Новости отрасли
Решение о запрете на продление срока службы литых деталей тележек грузовых вагонов взбудоражило рынок предоставления подвижного состава

Решение о запрете на продление срока службы литых деталей тележек грузовых вагонов и предписание в случае выявления продукции с истекшим сроком службы, а также с подтвержденными дефектами наносить на литые детали тележек грузовых вагонов неустранимые повреждения, исключающие возможность их дальнейшей эксплуатации, взбудоражило рынок предоставления подвижного состава.

Напомним, что соответствующее предписание было направлено Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в адрес ОАО «РЖД» во второй декаде января. В целом в компании позитивно оценивают последствия данной меры, которая, по мнению железнодорожников, позволит исключить поступление на инфраструктуру вагонов с литыми деталями тележек, выработавших ресурс, и является действенной мерой по уменьшению рисков нарушений безопасности движения поездов. «Несмотря на то, что в 2012-м осмотрщиками вагонов выявлено более 11 тыс. боковых рам с трещинами и литейными дефектами, недопустимыми в эксплуатации, в текущем году изломы боковых рам тележек по-прежнему являются причинами сходов грузовых вагонов в организованных поездах», – рассказали ИА «РЖД-Партнер.Ру» в ОАО «РЖД».

Вместе с тем у участников рынка возникают достаточно серьезные вопросы относительно практической реализации данного решения. В частности, директор по правовым вопросам ЗАО «Евросиб СПб – Транспортные системы» Илья Межевой обращает внимание на то, что литая деталь тележки является собственностью владельца вагона и признание ее неисправной автоматически не влечет право работников депо портить эту вещь – это прямое нарушение прав собственника, установленных Гражданским кодексом РФ. «Кроме того, литье еще может быть отремонтировано в заводских условиях, использовано под вагонами, не имеющими права выхода на пути общего пользования», – отмечает он. Действительно, буквальное выполнение положений предписания создает риски не только для операторских компаний, но и для непосредственных исполнителей, поскольку, по мнению юристов, пострадавшие компании имеют полное право требовать возмещения причиненных в результате подобных действий убытков.

С другой стороны, даже простое выведение из оборота такого объема деталей может дестабилизировать ситуацию. Ведь, по самым скромным подсчетам, на сети эксплуатируется около 100 тыс. единиц рам и балок, выпущенных 20 лет назад и ранее. «Выбытие такого количества литья в течение этого года еще более разогреет спрос на поставляемое на рынок исправное литье, – уверена председатель НП ОЖдПС Ольга Лукьянова. – А где его взять в таком количестве? За исключением 2009 года и первой половины 2010-го поиск крупного вагонного литья был бесконечной головной болью для вагонных служб операторских компаний. Что новое, что старое литье стоило дорого, плюс его всегда не хватало». Напомним, что именно стоимость литых деталей стала одним из главных факторов, разогревших рынок подвижного состава в 2009–2012 годах. Операторы высказывают опасения, что отрасль пока не готова к очередному ценовому скачку.

Существует и другой аспект, вызывающий тревогу у участников рынка. «Уровень достоверности результатов обследования деталей вызывает серьезные сомнения, – сетует генеральный директор ООО «Регион Транспорт Групп» Александр Исаев. – Цена ошибки, таким образом, становится слишком высокой. Грубо говоря, любая случайность продуцирует для собственника убытки в сотни тысяч рублей». Единственным действенным выходом из данной ситуации, по его мнению, является возможность проведения независимой экспертизы. В таком случае снижается риск того, что под нож попадут и вполне пригодные к эксплуатации детали.

Следует добавить, что четкой зависимости между теоретической ослабленностью возрастных деталей и реальными фактами излома статистика не подтверждает. Скорее наоборот, анализ последних лет позволяет сделать вывод о том, что именно детали 2010–2012 годов выпуска следует отнести к группе риска.

Как бы то ни было, вопрос настолько острый, что большинство участников рынка сходится во мнении: нельзя рубить с плеча. «Думаю, когда пройдет первая волна эмоций по поводу произошедших катастроф, регулирующие органы примут более взвешенные решения в части правил обращения с рамами и балками», – полагает И. Межевой.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru28.01.13В бой идут одни новички?