06-10-10 / 2010
Новости отрасли
Решать проблему с перегруженностью дальневосточного направления необходимо, перераспределяя экспортные грузопотоки. В частности – раз...

По словам замминистра транспотра Виктора Олерского, в этом году Россия экспортирует 93 млн тонн угля (из них 28 млн тонн - через порты Прибалтики), к 2015 году эта цифра возрастет до 130 млн. тонн, а к 2020-му - до 160 млн. Таким образом, в ближайшее время необходимо наращивать в российских портах угольные мощности, отдают себе отчет в транспортном ведомстве. Однако сейчас взрывообразный рост экспорта идет преимущественно через порты Дальнего Востока. "Для обеспечения этого грузопотока нам необходимо фактически достроить БАМ и срочно вложить в восточное направление огромные деньги - порядка триллиона руб., - заявил Виктор Олерский. - Однако если мы перераспределим грузопотоки, то сумеем сократить общие инвестиции до 500 млрд.". По подсчетам специалистов Минтранса, на дальневосточное направление необходимо 400 млрд., на "расшивку" проблемных мест при подходе к Таманскому полуострову, где будет новый порт, - 40 млрд. и около 70-80 млрд. руб. - на расширение Мурманского транспортного узла. Сейчас Мурманский порт переваливает около 12 млн. тонн угля, но к 2015 году с введением в строй нового угольного терминала ООО "Морской торговый порт "Лавна" мощностью 20 млн. тонн перевалка должна достичь 30 млн тонн, а к 2020 году - 45 млн. Таким образом, если все планы будут реализованы, Мурманский порт должен стать самым крупным угольным портом страны. Однако на данный момент железнодорожные подходы к порту на пределе. А разнобой в оценках потенциальной грузовой базы не позволяет железнодорожникам брать на себя обязательства по существенному расширению дороги на этом направлении. Как сообщил заместитель руководителя Октябрьской железной дороги Павел Бурцев, с 2005 года грузопоток через Мурманский порт стабилен - около 15-16 млн. тонн, в то время как изначально планировалось 43 млн. "Сейчас Гипротранстэи планирует объем перевозок к 2015 году в размере немногим более 18 млн. тонн, а значит, ОЖД не имеет достаточных оснований для инвестиций в развитие северного направления", - сообщил Павел Бурцев. По его словам, в этом году в инвестиционной программе дороги на развитие северного направления предусмотрено всего 426 млн. руб.". Не могут пока помочь в оценке перспектив Мурманска и портовики с инвесторами. Генеральный директор ОАО УК "Мурманский транспортный узел" Андрей Шаповальянц приводит в пример проект строительства в устье Лавны терминала по перевалке нефтепродуктов мощностью 12 млн. тонн и нефтеперерабатывающего завода мощностью 6 млн. тонн. Инвесторы отказываются от этого проекта. Под большим вопросом оказалось и строительство контейнерного терминала мощностью 1 млн. TEU в год. Из-за нерешенного вопроса о выделении земли под проект инвесторы - "Кузбасразрезуголь" и Сибирский деловой союз - не могут начать строительство уже упомянутого угольного терминала. Список можно продолжать. Как сообщили в Гипротранстэи ОАО "РЖД", программа инвестиций в развитие подходов к Мурманску снова находится на пересмотре. "Прежний размер инвестиций в дальние подходы к Мурманскому транспортному узлу составлял 106 млрд. руб., - говорит заместитель руководителя департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" Сергей Постников. - Мы знаем, что нужно делать на дальних подходах от Волховстроя до Мурманска, но уже в непосредственной близости от порта картина совершенно не ясна. К примеру, сейчас в Министерстве транспорта идет разговор о возможной перекомпоновке схемы строительства терминалов".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.10.10Развернуть поток