25-03-13 / 2013
Новости отрасли
Ремонтники должны быть сами заинтересованы в качестве своей работы

Локомотивный комплекс компании переходит от командно-административных к договорным отношениям с сервисными компаниями и ремонтными предприятиями.

В конце прошлого года ОАО "РЖД" продало ООО "ТМХСервис" свои 75% акций минус две акции ОАО "Желдорреммаш". И теперь у холдинга заключен с "Желдорреммашем" пятилетний контракт.

Как пояснил "Гудку" заместитель начальника Дирекции тяги Алексей Лебедев, ранее у компании возникали обоснованные нарекания к качеству заводских ремонтов. Хотя продажа предприятия проводилась в соответствии с планом структурной реформы ОАО "РЖД", были обоснованные опасения, что новая система взаимодействия будет долго приживаться в структуре компании.

"Ранее мы управляли "Желдорреммашем" командно-административными методами. Это давало гарантированно высокий результат, но такая модель руководства невозможна в рыночных условиях. При продаже мы ставили перед собой задачу на основе долгосрочного контракта перейти к коммерческо-договорным отношениям", - сказал Алексей Лебедев.

По его словам, договор с такими условиями заключен ОАО "РЖД" впервые. В нем заложена уникальная система сдержек и противовесов, которые, с одной стороны, не позволяют нарушать его заказчику, а с другой - возлагают беспрецедентные штрафы на акционеров и заводы "Желдорреммаша", если не выполняются качественные характеристики и нарушаются сроки ремонтов. Причем цена за установленный уровень качества согласно контракту не растет произвольно, а может лишь индексироваться. Характерно, что это согласуется и с общей идеологией реформирования локомотивного комплекса. "Базовых целей изменения системы технического обслуживания локомотивов две: повышение качества ремонтов и увеличение их экономической эффективности", - говорит заместитель начальника Дирекции тяги.

И последнее вовсе не означает снижение цены. За лучшее качество заказчик готов платить дополнительно. Но качество должно быть очевидным, измеряемым в экономических параметрах и создавать для компании дополнительную прибыль.

"Техобслуживанием 5 тыс. локомотивов "ТМХ-Сервис" занимается уже три года. "Мы строим вертикально интегрированную сервисную компанию, в составе которой должны присутствовать все необходимые компетенции, производственные мощности, необходимые для сервиса надлежащего уровня. До недавних пор мы не производили средних и тяжелых ремонтов локомотивов, но после приобретения "Желдорреммаша" закрываем уже все виды обслуживания тяговых машин.

Включая их капитальные ремонты и даже модернизацию", - пояснил Алексей Белинский, генеральный директор ООО "Локомотивные технологии", управляющей компании "ТМХ-Сервис"

Это особенно актуально для "ТМХ-Сервиса", поскольку предприятие специализируется на ремонте и обслуживании парка тяги старых серий. А потому покупателя "Желдорреммаша" заинтересовала и широкая линейка производимых здесь запчастей, узлов и оборудования.

Раньше сервисная компания вынуждена была закупать их на рынке - теперь производит самостоятельно. А это, несомненно, скажется на себестоимости, оперативности, сокращении издержек при планировании. Появилась возможность при повышении качества самостоятельно произведенных деталей гарантировать и более высокую надежность локомотивов, выпущенных с техобслуживания, и ремонта в целом.

Взаимосвязь здесь самая непосредственная. Если, к примеру, тяговый двигатель или изоляционные материалы изготовлены некачественно, то после установки их на локомотив неплановый ремонт почти неизбежен, а это дополнительные расходы. Таким образом, вполне понятно стремление сервисной компании контролировать все этапы производства - от запчастей до установки крупных агрегатов.

Как отметил Алексей Белинский, "ТМХ-Сервис" ставит перед собой задачу обслуживать локомотив в течение всего жизненного цикла.

"Только такая ответственность мотивирует сервисную компанию проводить конструктивные улучшения, увеличивать межремонтные пробеги, достигать максимальной эффективности парка", - считает Алексей Белинский.

Естественно, новый владелец собирается полностью задействовать потенциал заводов "Желдорреммаша". Более того, "ТМХ-Сервис" рассматривает масштабную программу инвестиций. "Желдорреммаш" был серьезно недоинвестирован, эта системная проблема сложилась не за один год", - признает Алексей Лебедев.

По словам Алексея Белинского, в обновлении нуждается прежде всего изношенный станочный парк. "Нередко достаточно просто содержать в хорошем состоянии старое оборудование и оперативно ремонтировать в случае необходимости. Мы знаем, где в России станки качественно ремонтируются в заводских условиях, прекрасно ориентируемся среди зарубежных производителей новых станков", - комментирует он.

Полностью будут задействованы и трудовые коллективы заводов "Желдорреммаша".

"По капитальному и среднему ремонту эти предприятия загружены на ближайшие пять лет. Сокращения работников, чего все боятся при смене собственника, при такой загрузке были бы попросту нерациональными", - считает Алексей Белинский.

Сохранятся и все социальные гарантии работников предприятий. По договору с ОАО "РЖД" новый владелец не имеет права изменять условия Коллективного договора. Это было одним из главных положений соглашения о продаже.

"Нет намерения сэкономить на людях, на соцпакете. Хотя есть желание, оставив в полном объеме льготы, сместить акценты для мотивации нацеленных на результат работников. Если профсоюз инициирует пересмотр колдоговора в этом направлении, мы обеспечим поддержку", - заверил Алексей Белинский.

Все это позволит выстроить совершенно новую систему производственных отношений, которая отразится на качестве, уровне контроля и управлении в целом. Сегодня в центральный аппарат "Желдорреммаша" приходят эффективные менеджеры, имеющие опыт вывода из кризисных ситуаций не только заводов, но и целых объединений.

"Конечно, все не делается мгновенно, подобная работа может занимать длительное время. Но мы и пришли в этот бизнес не на один год", - говорит Алексей Белинский.

Аналогичное видение у заказчика услуги. "Дирекция тяги отвечает перед ОАО "РЖД" за правильность использования этого парка. А эта правильность не оценивается в краткосрочном периоде, поскольку локомотив - изделие с длительным жизненным циклом", - говорит Алексей Лебедев.

После вступления "ТМХСервиса" в права владения "Желдорреммашем" прошло чуть более двух месяцев. За это время, по словам Алексея Белинского, удалось сформировать понятную для сотрудников заводов программу мероприятий, которые уже в краткосрочной перспективе дадут необходимый результат по эффективности и качеству производства. По мнению Алексея Лебедева, купить компанию - полдела, а вот смогут ли "ТМХ-Сервис" и "Желдорреммаш" добиться желаемого синергетического результата и экономической эффективности от совместной работы - покажет время. Однако Дирекция тяги как владелец локомотивного парка твердо намерена следовать своей логике: повышение качества обслуживания - залог стабильной работы и выполнения производственных планов.

"Мы бы хотели, чтобы все наши подрядчики в этой сфере постепенно перешли на коммерческую систему взаимоотношений взамен командноадминистративных методов управления", - говорит Алексей Лебедев.

Такой подход планируется распространить даже на Дирекцию по ремонту локомотивов. Здесь необходимы квазирыночные отношения - санкции и мотивация. А результат на выходе для всех должен быть один - исправный локомотив.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.03.13Эффект противовеса