25-10-18 / 2018
Новости отрасли
Рельсы возьмут вес

На испытательном кольце ВНИИЖТа в Щербинке начались полигонные испытания нового типа рельсов ДТ400ИК. Они предназначены для участков с особо тяжелыми условиями эксплуатации. После завершения испытаний рельсы будут укладываться на сети. Их использование может существенно сократить расходы на поддержание инфраструктуры – в частности, на Восточном полигоне.

Рельсы типа Р65 категории ДТ400ИК были изготовлены ЕВРАЗ ЗСМК по заказу ОАО "РЖД" для использования на сложных маршрутах – в крутых кривых радиусом менее 200 м, затяжных подъемах и спусках, а также на участках с неоднородным ландшафтом, которые характеризуются повышенной грузонапряженностью (более 150 млн ткм брутто/км в год). Как писал "Гудок" (№ 42 от 16.03.2018), в марте этого года перед началом испытаний металлурги презентовали новую продукцию заместителю генерального директора – главному инженеру ОАО "РЖД" Сергею Кобзеву.

Научный сотрудник лаборатории "Материалы и технологии термической обработки деталей верхнего строения пути и подвижного состава" ВНИИЖТа Константин Заграничек рассказал "Гудку", что институтом был разработан комплект документов для выпуска и сертификации данных рельсов, включая технические условия, сертификационный базис, методику подконтрольной эксплуатации, проведены предварительные испытания рельсов категории ДТ400ИК на соответствие требованиям ГОСТ Р 51685-2013. Рельсы успешно прошли сертификационные лабораторные и стендовые испытания в испытательном центре ВНИИЖТа.

По его словам, результаты испытаний показали, что различные контролируемые характеристики рельсов ДТ400ИК от 5% до 20% выше аналогичных свойств рельсов общего назначения, а повышение эксплуатационного ресурса рельсов составляет 15–35% в зависимости от условий эксплуатации.

В настоящее время проводится укладка сертификационной партии рельсов на испытательном полигоне ВНИИЖТа. Чтобы получить разрешение на эксплуатацию, рельсы должны без отказов выдержать нагрузку в 150 млн ткм на протяжении шести месяцев.

Как рассказал "Гудку" директор по техническому регулированию железнодорожной продукции ООО "ТК "ЕвразХолдинг" Сергей Палкин, рельсы ДТ400ИК изготовлены по просьбе инфраструктурного блока компании "РЖД" по специально разработанной металлургами АО "ЕВРАЗ ЗСМК" рецептуре высокоуглеродистой стали, обеспечивающей соблюдение нормативных требований по пластическим свойствам при увеличении твердости рельсов, и отличаются повышенной износостойкостью и контактно-усталостной прочностью.

Потребность в таких рельсах обусловлена необходимостью повышения пропускных способностей за счет увеличения периода эксплуатации рельсов до замены по износу. Применение новых высокопрочных рельсов после обязательной сертификации в 2019 году позволит на треть увеличить период эксплуатации до замены в результате износа, то есть эффективнее использовать пропускные способности для расшивки узких мест в экспортном грузопотоке.

По словам Сергея Палкина, металлурги рассматривают технологические возможности в совокупности с приобретенным опытом при создании рельсов ДТ400ИК для общего повышения износостойкости всех поставляемых в РЖД рельсов.

Большое количество участков кривых с малым радиусом и участков с тяжелыми условиями эксплуатации сосредоточено на Восточном полигоне, где также наблюдается существенный рост грузопотока. К 2024 году ОАО "РЖД" планирует увеличить пропускную способность Транссиба и БАМа в 1,5 раза – до 180 млн тонн в год.

Заведующий лабораторией "Материалы и технологии термической обработки деталей верхнего строения пути и подвижного состава" ВНИИЖТа Алексей Борц сообщил "Гудку", что применение данных рельсов будет наиболее эффективным для особо грузонапряженных линий и линий с тяжеловесным движением, включая участки обращений вагонов с осевой нагрузкой 27 тс. Повышение ресурса позволит сократить затраты на текущее содержание верхнего строения пути.

Завершение полигонных испытаний рельсов ДТ400ИК запланировано на весну следующего года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.10.2018