22-05-19 / 2019
Новости отрасли
Рельсы ведут в небо

Минфин инициировал сокращение пассажирских железнодорожных перевозок на Дальнем Востоке

Минфин предложил сократить число пассажирских поездов, следующих по БАМу и Транссибу. Это увеличит загрузку авиакомпаний и сократит издержки РЖД, считают в ведомстве. В РЖД намерены сохранить перевозки.

Что предлагает Минфин

Минфин предложил авиакомпаниям совместно с компанией "Российские железные дороги" (РЖД) проработать вопрос оптимизации пассажирских перевозок по маршрутам железнодорожного транспорта, проходящим по Байкало-Амурской и Транссибирской магистралям ("Восточный полигон"). Предложение ведомства, по словам источников РБК, состоит в частичной замене железнодорожных перевозок на ряде перегруженных участков БАМа и Транссиба на авиацию.

Это предложение обсуждалось в рамках рабочей группы по стабилизации цен на авиатопливо, сформированной по поручению вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака, рассказал РБК один из участников заседания и подтвердил источник в крупной авиакомпании.

По данным Минфина, проект оптимизации поможет привлечь авиакомпаниям дополнительный пассажиропоток, а РЖД - увеличить объем грузовых перевозок на восток. "Одним из аргументов стало то, что важно "расчистить пространство", поскольку пассажирским поездам предоставляется приоритет, а они не заполнены полностью. В результате у РЖД невысокая рентабельность, а у грузоотправителей снижается скорость доставки их товаров", - сказал собеседник РБК. Он добавил, что обсуждение еще предметно не проводилось, а идея "крайне трудоемка" для реализации.

Рабочая группа была создана после 12 февраля, когда правительство отказалось компенсировать авиакомпаниям дополнительные расходы из-за возросших цен на авиатопливо (в размере 22,5 млрд руб.). Тогда источник РБК, близкий к одному из участников совещания, отмечал, что перевозчики должны найти способы сократить издержки. После этого Минфин предложил свои варианты сокращения издержек авиакомпаний - они были направлены в правительство 19 марта, рассказал один из источников РБК.

Минфин не ответил на момент публикации на запрос РБК. РБК направил запросы в авиакомпании "Аэрофлот", S7 и Utair.

В августе прошлого года президент Владимир Путин на совещании комиссии по ТЭК сообщил, что за 2017 год российские компании экспортировали более 190 млн т угля. "Текущая конъюнктура дает возможность расширить присутствие России на мировом угольном рынке, укрепить свои позиции и нарастить нашу долю", - говорил президент. Для этого нужно улучшать логистику, и прежде всего - пропускную способность БАМа и Транссиба.

Тогда же министр энергетики Александр Новак заявил, что Россия нарастит добычу угля к 2025 году почти в два раза. Гендиректор РЖД Олег Белозеров на совещании заявлял, что расширение мощностей БАМа и Транссиба к 2025 году позволит увеличить перевозку угля до 195 млн т в год. Инвестиции в расширение "Восточного полигона" глава РЖД оценивал почти в 700 млрд руб.

Как решить эту задачу

"Железнодорожные перевозчики в дальнем и пригородном сообщении выполняют важную социальную функцию по обеспечению мобильности населения и транспортной доступности, что особенно актуально в регионах Дальнего Востока, где авиасообщение имеется только между крупными городами", - сообщили РБК в пресс-службе РЖД. Монополия намерена сохранить объемы социально значимых перевозок на дальневосточных направлениях.

"Из имиджевых соображений РЖД не откажутся от пассажирского сообщения ни на одном из участков, от фирменных поездов Москва - Владивосток", - сказал РБК председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. По его словам, пересадка пассажиров с поездов на самолеты труднореализуема, в том числе из-за стоимости билетов и большого спроса и труднодоступности аэропортов в отдельных районах. "Существует множество населенных пунктов, где может проехать только поезд. На маршруте Чита - Благовещенск нет ни одного аэропорта", - отметил Янков. В 2016 году его организация уже обсуждала варианты оптимизации пассажирских перевозок на "Восточном полигоне", предложив сокращение частоты следования поездов и увеличение в них числа вагонов, но эта идея "осталась на уровне обсуждений".

По данным РЖД, в 2018 году на "Восточном полигоне" было перевезено 25,7 млн пассажиров (всеми перевозчиками со всех станций), в том числе в дальнем сообщении - 8,4 млн пассажиров, в пригородном сообщении - 17,3 млн пассажиров. Инфраструктура БАМа и Транссиба находится в управлении трех филиалов РЖД - Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог.

"Сложно представить предприятие, которое сможет решить эту задачу. Вопрос очень многосоставный: нужно нарастить парк, определить типы воздушных судов, проработать маршрутную сеть, оценить аэропортовую инфраструктуру", - сказал в разговоре с РБК заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Шокуров.

При этом средняя цена полета между Сибирью и Дальним Востоком составит не менее 8 тыс. руб., заявил РБК председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. "Объем рынка продажи билетов по дальневосточным и сибирским направлениям может превысить 100 млрд руб., и это с 20 рейсами на Дальний Восток в неделю. Но в реальности цифры могут быть значительно меньше, и стоит переформатировать работу железнодорожного перевозчика, чтобы данные перевозки были рентабельны", - сказал эксперт. Он отметил, что авиакомпании смогут заработать от объема проданных билетов лишь 3%, то есть 3 млрд руб.

25,7 млн пассажиров было перевезено на "Восточном полигоне" в 2018 году (всеми перевозчиками со всех станций), согласно данным РЖД

По данным Минфина, проект оптимизации поможет привлечь авиакомпаниям дополнительный пассажиропоток, а РЖД - увеличить объем грузовых перевозок на Восток

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК22.05.2019