13-01-21 / 2021
Новости отрасли
Рельсы уводят в «цифру»

Для путевой инфраструктуры создается доверенная среда

В последние дни ушедшего года состоялась первая загрузка электронных паспортов рельсов от Западно-Сибирского металлургического комбината (АО "ЕВРАЗ ЗСМК") в Единую корпоративную автоматизированную систему управления инфраструктурой ЕК АСУИ РРД "Рельсы", которую администрирует ОЦРВ. Таким образом в промышленную эксплуатацию вступила информационная система, позволяющая отслеживать жизненный цикл каждого рельса – от момента его изготовления до сдачи в металлолом. ЕК АСУИ РРД "Рельсы" – подсистема ЕК АСУИ, работающая с реестром распределенных данных (РРД), использующим технологию блокчейн для создания доверенной среды между производителями и РЖД в использовании рельсовой продукции. Разработчиком подсистемы, как и системы в целом, выступил Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем (ОЦРВ).

В Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) "Гудку" рассказали, что учет рельсов ранее велся в журналах первичного учета, которые заполнялись вручную. В последний раз форма журнала учета менялась в 2004 году, когда был утвержден альбом учетных форм. После введения в эксплуатацию в 2008 году программного обеспечения АСУП (автоматизированная система управления эксплуатацией и ремонтом пути, искусственных сооружений и устройств) учет движения рельсов был организован в соответствующем модуле системы. На смену АСУП в 2018 году пришла подсистема учета рельсов в ЕК АСУИ. Данные о том, когда и куда укладывался рельс, в каких условиях эксплуатировался, какие работы с ним проводились, вносились в систему вручную. Вручную необходимо было вносить в систему и данные, получаемые от завода-изготовителя в паспорте качества партии рельсов.

В 2019 году между ЦДИ и двумя российскими производителями, поставляющими рельсы РЖД, – ПАО "ЧМК" ("Мечел") и АО "ЕВРАЗ ЗСМК" – была достигнута договоренность о переходе на электронные паспорта. Уникальный электронный паспорт получает каждый рельс партии. До конца прошлого года электронные паспорта на рельсы с АСУ заводов отправлялись на электронную почту сотрудников ООО "ОЦРВ", загружавших их в ЕК АСУИ вручную.

"Процесс обмена данными в обозначенном формате оказался сложным и трудоемким. Для его оптимизации было решено разработать ЕК АСУИ РРД "Рельсы", которая начала внедряться в прошедшем году", – рассказывает ведущий инженер нормативно-методологического отдела Управления пути и сооружений ЦДИ Светлана Васильева.

Внедрение ЕК АСУИ РРД "Рельсы" предполагает ее установку в ПАО "ЧМК" ("Мечел") и АО "ЕВРАЗ ЗСМК", обеспечивающих производителям возможность самостоятельно загружать паспорта рельсов из своих инфосистем и открывающих им доступ к данным о дальнейшем использовании поставленной ОАО "РЖД" продукции. Также подключение отдельного узла предполагается для ООО "РСП-М" для внесения данных о сварке рельсовых плетей. В итоге производители и эксплуатанты получают возможность отслеживать весь жизненный цикл каждого рельса.

"Система учитывает в электронном паспорте рельса все действия, выполняемые с ним, – сварку, укладку в путь, образование дефекта на рельсе, его ремонт шлифованием и наплавкой, данные по его замене или вырезке из рельса дефектной части. А после изъятия рельса из пути вся информация по нему сохраняется в базе данных", – объясняет менеджер проектов Дирекции по управлению проектами производственного блока ООО "ОЦРВ" Юлия Храмова.

Блокчейн обеспечивает сохранение всеми участниками процесса данных о происходящем с рельсом на своих узлах системы, делая невозможным исправление информации одним из партнеров.

"Записи операций (транзакций) ведутся в хронологическом порядке и собираются в блоки, каждому из которых присваивается временная метка и криптошифрование, не позволяющее изменить цепочку блоков", – делится подробностями Юлия Храмова.

ЕК АСУИ РРД "Рельсы" успешно прошла опытную эксплуатацию осенью, создав доверенную среду между ОАО "РЖД" и ПАО "ЧМК", и введена в промышленное использование в конце года вместе с подключением АО "ЕВРАЗ ЗСМК". Рельсы, предназначенные для укладки в бесстыковой путь, направляются на рельсосварочное предприятие (РСП), где они свариваются в плеть. РСП после проведенных работ формируют сертификаты уже на плеть. Вхождение в доверенную среду предполагает автоматизацию и цифровизацию данного процесса. Информация о проведении рельсосварочных работ и сертификаты также будут загружаться в ЕК АСУИ РРД "Рельсы".

"Каждый участник процесса не только будет делиться информацией по рельсу на определенном этапе его существования, но и получит возможность получить необходимую информацию от других участников. Так, в ОАО "РЖД" впервые появится возможность учитывать эффективность эксплуатации рельса каждой плавки с учетом конкретных показателей по химическому составу рельсовой стали в конкретных условиях, что позволит точнее определять причины образования повреждений и дефектов рельсов, интенсивность их износа", – говорит Светлана Васильева.

Рельсосварочные предприятия получат возможность формирования сертификатов на сварную рельсовую плеть, что создаст возможность формирования единой автоматизированной базы данных всех сертификатов. Заводы-производители получат возможность получать непосредственно из АСУ ОАО "РЖД" данные по образованию дефектов рельсов с привязкой к конкретным условиям эксплуатации, проводить на этой основе анализ результатов эксплуатации рельсов различных категорий, определять наиболее рациональное сочетание параметров механических свойств, химического состава, макро- и микроструктуры металла рельсов.

"Мы, как никто другой, заинтересованы в получении оперативной обратной связи о работе рельсов непосредственно в пути, и чем быстрее и точнее будет поступать информация, тем оперативнее мы сможем разрабатывать и принимать меры, направленные на повышение эксплуатационных свойств рельсов", – заявляет главный инженер рельсового производства АО "ЕВРАЗ ЗСМК" Роман Молоканов.

Рельс является основным и первым элементом верхнего строения пути, получившим электронный паспорт, вокруг которого создана цифровая доверенная среда. В Управлении пути и сооружений ЦДИ говорят о планах создания общей цифровой модели верхнего строения пути, предполагающей электронную паспортизацию всех его элементов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.01.2021