07-02-19 / 2019
Новости отрасли
Рельсы сэкономят топливо и сохранят природу

Международное энергетическое агентство МЭА и Международный союз железных дорог МСЖД представили в Нью-Дели доклад "Будущее железной дороги".

Железные дороги могут стать основой транспортного энергосбережения. В нем рассматриваются два сценария развития отрасли до 2050 года – базовый и перспективный. Первый учитывает уже заявленные проекты развития железнодорожной инфраструктуры ведущих стран, а перспективный предлагает существенно их расширить, чтобы сделать отрасль привлекательнее для грузов и пассажиров.

По данным агентства, сейчас железнодорожный транспорт выполняет 8% пассажирских и 7% грузовых перевозок в мире, потребляя при этом лишь 2% энергии, используемой транспортом. Железнодорожные перевозки тратят менее 0,6 млн баррелей нефти в день (около 0,6% мирового потребления) и около 290 тераватт-часов электроэнергии (более 1% мирового потребления). На них приходится порядка 0,3% прямых выбросов углекислого газа в результате сжигания ископаемого топлива и такая же доля выбросов мелкодисперсных твердых частиц. Железные дороги производят меньше вредных выбросов, чем другие виды транспорта. Если бы все действующие железнодорожные перевозки выполнялись автомобилями, потребление нефти транспортом выросло бы на 8 млн баррелей (15%), а выбросы парниковых газов – на 1,2 млрд тонн.

Около 90% мировых пассажирских железнодорожных перевозок осуществляется в Индии (39%), Китае (27%), Японии (11%), Европе (9%), Северной Америке и России (4% совокупно), где расположены крупнейшие сети железных дорог. Приблизительно три четверти из них (не считая ВСМ) используют электричество, оставшаяся четверть – дизельное топливо.

Грузоперевозки по железным дорогам сосредоточены в Китае, США и России. Первые две страны транспортируют по четверти от мирового объема, а РФ – одну пятую. При этом около половины грузоперевозок в мире выполняется с помощью электричества. Как сообщал ранее "Гудок", МЭА поставил ОАО "РЖД" на первое место среди мировых транспортных компаний по эффективности использования энергии для перевозки грузов.

Согласно базовому сценарию, опирающемуся на уже реализуемые и запланированные проекты, ежегодные инвестиции в железнодорожную инфраструктуру увеличатся к 2050 году до $315 млрд. Активнее всего будут развиваться городские сети, пассажиропоток которых вырастет в 2,7 раза по сравнению с нынешним уровнем. Высокоскоростные магистрали будут перевозить в три раза больше людей в Китае, на 85% больше в Японии и на 66% – в Европейском союзе. Объем грузоперевозок по железной дороге к середине века почти утроится по сравнению с уровнем 2017 года. При этом 97% пассажирских и две трети грузовых перевозок будут выполняться по электрифицированным сетям с совокупным энергопотреблением на уровне около 700 тераватт-часов. Однако при реализации базового сценария железнодорожный транспорт сохранит нынешнюю долю в общем объеме перевозок.

Перспективный сценарий предусматривает минимизацию затрат на пассажиро- или тонно-километр за счет обеспечения максимального использования железнодорожной сети, устранения технических барьеров и интеграции перевозок. Его возможные результаты превышают показатели базового сценария на 60% для пассажирского и на 14% для грузового сообщения. Для этого ежегодные инвестиции должны вырасти к 2050 году до $770 млрд – на 60% больше базового сценария. Основной их рост отведен городской инфраструктуре (почти $190 млрд) и высокоскоростным магистралям ($70 млрд). В результате этих вложений к середине века расходы на топливо сократились бы примерно на $450 млрд относительно базового сценария. В частности, Индия сэкономила бы на топливных расходах до $64 млрд.

Стремительное развитие железнодорожного транспорта может привести к тому, что рост транспортных выбросов углекислого газа остановится в конце 2030-х годов. Тогда к 2050 году объем потребляемой нефти будет на 10 млн баррелей в день ниже, чем в базовом сценарии, а выбросы парниковых газов и мелкодисперсных частиц – на 0,6 млрд тонн и 220 тыс. тонн соответственно.

Исполнительный директор МЭА Фатих Бирол считает, что железнодорожный транспорт способен изменить энергопотребление в отрасли и существенно снизить объемы вредных выбросов. Этого можно достичь за счет повышения эффективности на наиболее востребованных маршрутах.

"Преимущества железнодорожного транспорта распространяются на экономические и социальные сферы – при правильном проектировании и эксплуатации железнодорожные системы могут быть очень конкурентоспособными по важнейшим показателям: скорости, удобству, надежности и стоимости", – отметил он.

Генеральный директор МСЖД Жан-Пьер Лубину подчеркнул, что перспективный сценарий минимизирует затраты на перевозки, увеличивая доходы от станций и гарантируя, что все виды транспорта платят за негативное воздействие на окружающую среду (принцип "загрязнитель платит"). "Этот сценарий приводит к сокращению и переходу (на железную дорогу. – Ред.) 11,5 трлн пасс.-км самолетов, автомобилей и двух-, трехколесных транспортных средств и 7,4 трлн ткм грузовиков в 2050 году", – заключил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок07.02.2019