14-01-25 / 2025
Новости отрасли
Рельсы на асфальте

В ОАО "РЖД" рассматривают возможность применения подбалластного слоя из асфальтобетона. Первый участок для опытной эксплуатации решения появился на Московской дороге во второй половине минувшего года.

Проект "Исследование влияния подбалластного слоя из асфальтобетона на условия работы железнодорожного пути" реализуется Петербургским государственным университетом путей сообщения (ПГУПС) в сотрудничестве с ассоциацией "Р.О. С.Асфальт", функциональным заказчиком выступает Управление пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры (ЦП).

Укладка в подбалласт асфальтобетона выполнена в период летней путевой кампании на 0,5 км между остановочным пунктом 53-й км и станцией Рыбное Московской дороги. Толщина щебеночно-песчаной смеси составила 20 см, толщина слоя асфальтобетона – 12 см. Асфальтобетон, в отличие от применяемых на сети геотекстиля и георешеток, предотвращает проникновение воды в грунты земляного полотна.

"Применение подбалластного слоя из асфальтобетона – технология не новая. Она более десяти лет применяется в мире и хорошо себя зарекомендовала. Например, на высокоскоростных магистралях во Франции и Китае его укладка является типовым решением, а на ряде железных дорог в Европе и Америке он используется на особо грузонапряженных участках. Такой способ повышения стабильности пути показал свою эффективность с точки зрения защиты земляного полотна от переувлажнения грунтов, сохранения его свойств, повышения устойчивости и стабильности рельсовой колеи", – рассказал "Гудку" проректор ПГУПСа Алексей Колос.

В конце ноября специалистами ПГУПСа завершена установка датчиков, позволяющих контролировать большой спектр параметров воздействия поездов на насыпь под слоем асфальтобетона. С помощью диагностического комплекса отслеживаются изменения в верхней конструкции пути.

"С началом оттепели, в период интенсивного оттаивания грунтов, мы получим первые данные по влиянию асфальтобетонного слоя на грунты. Для объективного результата нужна как минимум полугодовая эксплуатация полигона. Полагаю, в мае-июне можно будет объективно говорить о влиянии асфальтобетона на изменение физико-механических свойств грунтов", – говорит Алексей Колос.

В ЦП сообщили, что предварительные расчеты дают весьма обнадеживающие результаты. Среди них – более равномерное распределение транспортной нагрузки по поверхности земляного полотна за счет вязкоупругих свойств асфальтобетона, резкое снижение количества воды, попадающей в земляное полотно за счет вертикальной фильтрации атмосферных осадков, снижение величины морозного пучения земляного полотна в зимний период, уменьшение количества деформаций и увеличение несущей способности земляного полотна за счет снижения влажности его верхнего слоя.

Итогом исследований, окончание которых намечено на 2026 год, станет установление реальной эффективности и возможности применения новой технологии в условиях РЖД.


Источник Дата Наименование материала

Гудок

14.01.2025