21-10-20 / 2020
Новости отрасли
Рельсам добавят выносливости

Алексей Борц, заместитель директора научного центра "Рельсы, сварка, транспортное материаловедение" (ВНИИЖТ) – Алексей Игоревич, сейчас ВНИИЖТ проводит испытания новых рельсов повышенной прочности, что можно сказать о результатах, оправдались ли ожидания?

– Тестовые испытания новой марки рельсов ДТ400ИК проводятся совместно с представителями Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД", Проектно-конструкторским бюро по инфраструктуре (филиал ОАО "РЖД") и компанией "Евраз". Первые измерения показали превосходство новой технологии над серийной моделью. Но испытания только начались и продлятся до следующего лета.

Первая партия рельсов новой категории уложена в Щербинке на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа для полигонных испытаний. Сейчас испытания ведутся не только на кольце в Щербинке, но и на участках Забайкальской дороги. Укладка новых рельсов началась в августе. В процессе их эксплуатации эксперты будут периодически проводить измерения, сравнивать с подобными свойствами рельсов серийной категории для того, чтобы оценить интенсивность износа. На основании результатов мы проведем расчетную оценку и спрогнозируем стоимость жизненного цикла эксплуатации нового вида рельсов.

В начале октября наши инженеры провели первые измерения профилей рельсов и их износ на открытых участках железной дороги. На двух участках Забайкальской магистрали по новым рельсам одной линии прошло 30 млн тонн груза, по другой – порядка 37 млн тонн. После чего эксперты провели сравнения рельсов марки ДТ400ИК с серийным видом рельсов, установленных на сети РЖД категории ДТ350. Сравнения проводились по нескольким факторам: насколько эти рельсы ведут себя лучше прежних, насколько лучше характеризуются высокой износостойкостью по сравнению с серийными в кривых малого радиуса до 300 м.

– Так в чем основные преимущества и отличия новой модели рельсов?

– Рельс ДТ400ИК обладает повышенной износостойкостью: его предел выносливости на 8% выше, чем у предшественника – рельса ДТ370ИК, показатель циклической трещиностойкости на 30% выше, а скорость роста усталостных трещин на 10% ниже.

Основные отличия новых рельсов от серийных заключаются в химическом составе стали, а именно в повышенном содержании углерода и достигаемом уровне свойств, таких как твердость и износостойкость. Основная задача – чтобы рельсы имели наибольшее сопротивление к износу в кривых малого радиуса, а также сопротивлению при контакте колеса с рельсом. Рельсы ДТ400ИК предназначены для особых условий эксплуатации, для тяжеловесного движения и для сложных участков пути с крутыми кривыми радиусом менее 350 м. Новые рельсы должны отличатся большей твердостью на поверхности катания и по всему сечению головки. Им свойственно оптимальное соотношение прочности и пластичности.

– Когда и где мы можем ожидать введение в эксплуатацию нового вида рельсов?

– Испытания рельсов типа ДТ400ИК будут продолжаться еще год. Мы планируем, что в конце 2021 году новые рельсы будут уложены на кривых малого радиуса не длиннее 650 м на участках железной дороги с высокой грузонапряженностью (более 80-100 млн тонн брутто). Например, это горно-перевальные участки дорог Восточного полигона: Забайкальской, Восточно-Сибирской, Дальневосточной дорог.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.10.2020