06-10-16 / 2016
Новости отрасли
Рекуперация в этом годут бьет рекорды

Борис Иванов, заместитель начальника департамента технической политики ОАО "РЖД". ОАО "РЖД" вошло в тройку лидеров в рейтинге результативности энергосберегающей деятельности крупнейших российских компаний за 2015 год, который формируется Минэнерго.

Добиться этого позволила продуманная деятельность по двум основным направлениям – повышению энергетической эффективности перевозочного процесса и более экономному использованию энергоресурсов в стационарной энергетике.

Безусловно, сказалось внедрение на самых грузонапряженных направлениях энергосберегающих графиков и применение интеллектуальных систем автоведения поездов и информирования машиниста. К концу текущего года на направлениях Кузбасс – Северо-Запад и Кузбасс – Дальний Восток будет эксплуатироваться уже более двух тысяч электровозов с такими системами.

Значительную роль в снижении расхода дизельного топлива локомотивами сыграло применение систем контроля и оптимизация его расходования. На протяжении нескольких лет успешно эксплуатируются системы прогрева тепловоза, электронного управления впрыском топлива, системы регистрации и анализа параметров работы тепловоза и учета дизельного топлива и другие. В этом году на полигонах железных дорог с суровым климатом внедряются системы автоматического запуска-остановки дизеля тепловоза и контроля за его теплотехническим состоянием. Для улучшения электроснабжения впервые на тяговых подстанциях Западно-Сибирской дороги в текущем году были внедрены два новых устройства компенсации реактивной мощности. И уже получены неплохие результаты экономии электроэнергии. К тому же это способствует повышению пропускной способности отдельных участков в связи со снятием ограничений в системе тягового электроснабжения. В следующем году планируется дальнейшее внедрение таких устройств.

Постоянно растет и уровень рекуперации. За восемь месяцев этого года объем возврата в сеть электроэнергии по счетчикам электровозов составил 1439 млн кВт·ч. Это лучший результат за всю историю отечественных железных дорог. Достижению этого результата помог ввод в эксплуатацию нового электроподвижного состава, способного рекуперировать электроэнергию в более широком диапазоне скоростей и "входить" в этот режим за считаные секунды.

В этом году в компании планируется сэкономить более 710 млн кВт·ч электроэнергии, 46 тыс. тонн дизельного топлива, 19,5 млн куб. м природного газа и 34 тыс. тонн угля.

Анализ результатов расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в текущем году показал, что при росте объема перевозок к уровню прошлого года на 1,25% филиалы добились снижения расхода всех видов ТЭР на 0,8%, а затраты на их покупку сокращены на 2,1%. Снижение расхода ТЭР на нетяговые нужды за этот же период времени к плановому уровню составило от 0,7% по электроэнергии до 7,5% по бензину. Отклонение от плана экономии ТЭР по ряду филиалов связано, как правило, с издержками в планировании объемов работы. Не справились с заданиями по удельным энергозатратам на тягу поездов на электрической тяге на полигонах пяти магистралей, а на дизельной тяге – на одной.

Следует отметить, что на расход топливно-энергетических ресурсов оказывает влияние рост технической скорости. Так, на электрической тяге рост технической скорости привел к увеличению расхода электроэнергии на 115 млн кВт·ч. Но при этом эффективность в целом перевозочного процесса возросла. Поэтому нельзя ставить во главу угла одну лишь экономию, надо помнить о том, что это одна из составляющих эффективной работы в целом всей компании.

Работа по оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов подразделениями филиалов ОАО "РЖД" ведется постоянно. В настоящее время в компании проходит традиционная проверка готовности хозяйств сети к работе в зимних условиях, в том числе и к реализации мероприятий по сокращению потребления тепловой энергии.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.10.2016