21-08-14 / 2014
Новости отрасли
Рекордный урожай увеличил спрос на вагоны

Массовый вывоз зерна как внутри страны, так и на экспорт заставил грузоотправителей поволноваться: хватит ли для всех вагонов в сезон ажиотажного спроса? Пока операторы справляются с повышенными нагрузками. А что будет дальше?

Высокая динамика железнодорожных перевозок в июле и августе по погрузке зерновых, как считают в департаменте растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза, прежде всего результат того, что в России получен рекордный урожай.

По оперативным данным, урожайность в нынешнюю страду выросла до 30,6 ц/га, что на 16% больше, чем в 2013 году. Кроме того, обмолот идет довольно быстрыми темпами: на элеваторы поступило 66,3 млн т зерна против 53 млн т, собранных в прошлом сезоне. Высокий урожай отмечен практически по всем основным видам культур - по озимым, пшенице и ячменю.

Набранные темпы обмолота, по словам представителя Минсельхоза, требуют оперативного вывоза больших партий зерна. Поэтому цепочка автомобиль - вагон работает довольно слаженно.

В ОАО "РЖД" также отметили ряд факторов, которые способствовали прежде всего росту экспорта зерна. В частности, в нынешнем сельскохозяйственном году мировое производство пшеницы, согласно июльскому отчету Минсельхоза США, может снизиться к уровню прошлого сезона на 0,8% при росте мирового потребления на +0,7%. Это стимулировало экспортные отправки российских трейдеров зерна за рубеж, что и привело к прибавке в отправках этого груза на сети российских железных дорог.

Однако в августе уровень биржевых цен на российскую экспортную пшеницу по сравнению с концом декабря 2013 года снизился на 8,3%. В частности, по данным департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД", только с 6 по 13 августа биржевые цены на российскую пшеницу упали на 3,6% к предыдущей неделе. Это произошло из-за заметного роста мировых запасов, что отразилось на экспортной активности российских трейдеров в первой половине августа: темпы роста слегка снизились. Тем не менее высокая положительная динамика отправок сохранилась. За первые две недели августа среднесуточная погрузка зерна по РЖД выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23,3%.

В дальнейшем основной прирост на РЖД ожидается за счет экспорта зерна, считает заместитель директора департамента стратегического маркетинга ЗАО "Русагротранс" Игорь Павенский. В целом вывоз зерна за рубеж может превысить 30 млн т, что больше аналогичного показателя в 2011-2012 гг. Тогда экспорт составил 28 млн т.

По его мнению, по железным дорогам на экспорт и внутри России может быть перевезено в нынешний сезон не менее 17-17,5 млн т зерна. Это значительно больше, чем в прошлом году, когда погрузка составила 15 млн т.

"Трейдеры могут выйти и на рекорд 2011-2012 гг., когда также в России собрали очень высокий урожай. Тогда железнодорожные перевозки достигли 18,7 млн т", - сказал И. Павенский.

Экспорт зерна на данный момент увеличивается за счет расширения круга поставщиков. Как отметил начальник отдела сельскохозяйственной продукции компании "Инспекторат Р" Виталий Смирнов, в 2014-м больше российских регионов смогут экспортировать зерно.

"Если в прошлом году экспортерами могли стать хозяйства, расположенные южнее Ростова-на-Дону, то сейчас в их круг вошли сельхозпроизводители, которые расположены севернее этого ареала", - сказал В. Смирнов.

Причин он назвал две: аграриев, которые имеют хорошее транспортное сообщение с южными морскими портами, заинтересовали те цены, которые предложили за зерно в ряде стран. И сельхозпроизводители стали совершенствовать технологии, чтобы активнее работать на экспорт. В частности, кроме южных регионов, это могут быть хозяйства Воронежской и Белгородской областей.

Остается добавить: недавно президент РФ Владимир Путин заявил, что пятая часть российского зернового экспорта может прийтись на долю Египта. Расширение данного рынка, появление спроса в других странах Африки и Азии также стали факторами, стимулирующими железнодорожные перевозки в сторону портов Южного бассейна РФ.

В связи со сложившейся ситуацией в России для перевозок зерна может потребоваться больше вагонов. По мнению генерального директора ООО "Агроспикер" Виталия Шамаева, на это повлияет не только рост объемов отправок зерна. Скажется и другой фактор: в 2014 году меняются цепочки поставок российского зерна на экспорт.

По его словам, последнее обстоятельство способно удлинить плечи отправок зерна за рубеж, что вызовет дополнительный спрос на услуги РЖД. Кроме того, оборот подвижного состава увеличится. В результате вагонов может потребоваться несколько больше, чем ожидали операторы, что создает риски образования некоторого дефицита парка.

Как считает В. Шамаев, в целом высокий урожай зерновых стимулирует продавать зерно за рубеж. Особенно сейчас, пока сохраняется сложная ситуация на Украине, что создает риски сокращения экспортных поставок зерна оттуда. В результате отечественная продукция начала замещать украинское зерно. И это подогревает ажиотаж.

Вместе с тем на некоторых из традиционных для сбыта из РФ мировых рынках снижается закупочная цена. На фоне довольно крепкого рубля относительно доллара и евро финансовые резервы трейдеров, позволяющие им сохранять конкурентоспособность на мировых рынках, оказываются практически исчерпанными. Лихорадит рынок и потенциальная угроза санкций к РФ. "Соответственно, для многих трейдеров достаточно остро встает вопрос, куда именно вывозить зерно", - добавил В. Шамаев.

По его словам, ситуация для трейдеров может оказаться переменчивой. И все же пока они настроены на рост экспортных отправок. И именно сейчас для аграриев крайне важно, чтобы тарифная политика на сети РЖД была гибкой.

"Зерно идет по тем транспортным коридорам, которые будут способствовать конкурентоспособности российского зерна. Не стоит забывать, что на этот показатель сейчас сильно влияют поставки продукции из других стран, где тоже имеют хорошие виды на урожай", - подытожил В. Шамаев.

"Железная дорога может принять на себя наиболее массовые грузопотоки. Опасений того, что окажется недостаточно подвижного состава, нет. В настоящее время российский парк вагонов-зерновозов составляет свыше 40 тыс. единиц. При этом рынок перевозок зерновых и схожих грузов достаточно конкурентен. Вместе с тем в условиях ажиотажного спроса необходимо заранее планировать перевозку, чтобы не повторить ситуацию 2011 года, когда зерновозы простаивали с грузом на сети, ожидая экспортных отгрузок", - считает И. Павенский.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру21.08.2014