10-11-15 / 2015
Новости отрасли
Реконструкция железных дорог активизирует портовые проекты на Дальнем Востоке

В расчете на рост пропускной способности Восточного полигона инвесторы увеличивают планы перевалки грузов в Ванино и Советской Гавани.

В связи с завершением в 2017 году проекта реконструкции железнодорожной линии Комосомольск-на-Амуре - Ванино-Советская Гавань, который предусмотрен программой ОАО "Российские железные дороги" по развития "Восточного полигона", в границах Ванино-Совгаванского транспортного узла заработают несколько новых стивидорных предприятий. В результате регион может стать одним из крупнейших центров экспорта на зарубежные рынки российского угля, сжиженного газа, продуктов нефтехимии, металлургии и других сырьевых товаров.

В числе крупнейших частных инвесторов - компания "Сахатранс" (контролируется Volga Group Геннадия Тимченко), приступившая к созданию собственных мощностей по перевалке угля в бухте Мучке близ портового города Ванино. К настоящему времени подготовлено земляное основание под железнодорожные пути станции необщего пользования, которая будет обслуживать новый терминал. Он сможет принимать суда дедвейтом до 168 тыс. тонн. Проектный грузооборот перегрузочного комплекса - 24 млн тонн в год. Строительство оценивается в 19 млрд руб."В связи с тем, что уже

с 2008 года РЖД ведет реконструкцию железнодорожного участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань, наращивая ее провозную способность до 36-42 млн тонн в год, у дороги остаются свободные провозные мощности. Они позволяют без проблем обеспечить перевалку всего объема груза первой очереди терминала нашей компании", - отметил гендиректор ООО "Сахатранс" Юрий Тямушкин.

Правительство РФ приняло решение о многомиллиардных инвестициях в реконструкцию БАМа и Транссиба, напомнил он, что позволит обеспечить рост грузовых перевозок на 55 млн тонн. "Если эта программа (развития Восточного полигона - Ред.) будет реализована в полной мере, то к 2020 году мы получим значительное увеличение провозной способности и на участке до Ванино", - сказал Юрий Тямушкин.

На проектную мощность предприятие будет выходить постепенно. Ввод первой очереди терминала намечен на 2018 год.

Грузовую базу для перевалки должна составить угольная продукция из Якутии. В том числе, с месторождений, осваиваемых ЗАО "Якутские угли - Новые технологии" (входит в ООО УК "Колмар" - также входит в Volga Group). На прошлой неделе состоялось открытие погрузочной железнодорожной станции ГОК Инаглинский в Нерюнгринском районе республики. Она будет обслуживать одноименный угледобывающий комплекс. Только за счет обогатительной фабрики в 2018 году планируется отправлять потребителям 8 млн тонн концентрата. В перспективе ежегодная мощность Ингалинского ГОКа, сообщил глава "Колмара" Сергей Цивилев, достигнет 12 млн тонн. Не менее половины продукции пойдет на экспорт.

Проект "Сахатранса" получит господдержку: как сообщил министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, компании будет предоставлена субсидия на строительство необходимой инфраструктуры в объеме 3,2 млрд руб., причем часть этой суммы - около 0,5 млрд руб. - должна поступить до конца 2015 года.

Еще один глубоководный терминал по перевалке угля должен заработать в районе мыса Бурный. Его оператором выступит ООО "Дальневосточный Ванинский порт" (принадлежит "Тувинской энергетической промышленной корпорации" Руслана Байсарова). Планируемая мощность комплекса - 15 млн тонн ежегодно.

В конце октября правительство РФ утвердило решение о расширении границ морского порта Ванино в целях строительства терминала на мысе Бурный. Сам проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства - соответствующее соглашение подписано между ФГУП "Росморпорт" и "Дальневосточным Ванинским портом". Общая стоимость работ превысит 11 млрд руб., в том числе 260 млн руб. планируется направить из федерального бюджета на строительство сопутствующей инфраструктуры и 10,8 млрд руб. - их частных источников.

В Советской Гавани (расположена в 32 км от Ванино) развернулась реализация проекта ООО "Компания Ремсталь". В 2016 году стивидор планирует приступить к перевалке сжиженного углеводородного газа (СУГ). Сейчас ведется строительство железнодорожной части комплекса - парка приема-отправки вагонов, сортировки подвижного состава, путей примыкания к станции Совгавань-Город. Параллельно идут подготовительные работы для устройства резервуарного парка и монтажа специализированного оборудования для слива жидких углеводородов.

"Нашими крупнейшими партнерами могут стать компании "Сибур-транс" и "Иркутская нефтяная компания". Они проявили заинтересованность и подтвердили технические и коммерческие возможности для загрузки строящегося транспортно-погрузочного комплекса производимыми ими СУГ. Это загрузит первую очередь проекта", - уточнил владелец компании "Ремсталь" Рифкат Бадрутдинов.

По его словам, со второго квартала 2016 года СУГ, доставляемый по железной дороге, будет перегружаться по варианту вагон-судно. "С марта-апреля мы сможем обеспечить приемку и обработку у причала судов-газовозов дедвейтом до 40 тыс. тонн и выше", - пояснил Рифкат Бадрутдинов.

В 2016 году перевалка предположительно составит около 500 тыс. тонн, а к 2018-му первая очередь комплекса выйдет на 2 млн тонн. На втором этапе будет перерабатываться не менее 10 млн тонн (помимо "Сибура" и "Иркутской нефтяной компании", "Ремсталь" готова работать с другими производителями продуктов газо- и нефтехимии). Это может произойти уже в 2020 году. К тому моменту будет введен парк изотермических резервуаров для хранения грузов и отгрузка пойдет уже по схеме "вагон-склад-судно".

Компания "Ремсталь" направила в министерство экономического развития заявку на свое участие в качестве резидента в портовой особой экономической зоне (ПОЭЗ), создаваемой сегодня в Совгавани. "Во-первых, это повысит инвестиционную привлекательность проекта. Кроме того, возможно, сократятся сроки строительства транспортно-погрузочного комплекса, ввода его в эксплуатацию и выхода на проектную мощность, - не исключил Рифкат Бадрутдинов. - На территории ПОЭЗ еще есть свободные и очень перспективные территории, не имеющие своих правообладателей. Вполне возможно, после подтверждения статуса резидента мы подадим заявки на дополнительные участки и расширим свои портовые мощности".

Переработку грузов намерены увеличить и действующие стивидорные компании. В 2014 году их суммарный грузооборот достиг 26,2 млн тонн, что на 10% выше показателя предыдущего года. В 2015-м также наблюдается рост перевалки - за девять месяцев стивидорами Ванино-Совгаванского узла переработано 20 млн тонн, что почти на 4% выше прошлогоднего результата.

В настоящее время в порту Ванино действует три крупных стивидора: ОАО "Ванинский морской торговый порт" (аффилировано со структурами "Мечела"), ООО "Трансбункер-Ванино" (входит в ГК "Трансбункер") и ЗАО "Дальтрансуголь" (принадлежит СУЭК). Последний намерен наращивать перевалку до 24 млн тонн в год - в том числе благодаря дальнейшей разработке Ургальского каменноугольного месторождения в Хабаровском крае. Компанией принята программа развития подземных горных работ на ближайшие пять лет. Ее реализация позволит нарастить производство до 8,1 млн тонн угля. "Уже запущен углепогрузочный участок "Северный" и обогатительная фабрика. За счет повышения качества продукции "Ургалуголь" ("дочка" СУЭКа) планирует увеличить экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион", - пояснили в Минвостокразвития.

Проекту дальнейшего освоения Ургальского месторождения также обещана господдержка. Из госбюджета предполагается направить 1,1 млрд руб. - в том числе на удлинение приемо-отправочных путей на станции погрузки Чегдомын.

Тем временем на Дальневосточной железной дороге продолжается модернизация инфраструктуры для обеспечения роста перевозок к портам Ванино и Совгавани. Как сообщили в инвестиционной службе ДВЖД, за счет средств ОАО "РЖД" с 2007 года введены 12 разъездов: Аксака, Дайчи, Дакка, Кумтэ, Людю, Почепта, Тудур, Удоми, Хокайти, Эльдиган, Амурский, Хумма. Реконструированы 12 станций: Дюанка, Высокогорная, Тумнин, Гайтер, Кенай, Картель, Комсомольск-Сортировочный, Кун, Монгохто, Пони, Чепсары, Джигдаси. Построены новый Кузнецовский тоннель и четыре участка второго пути. Все это позволило увеличить ежегодную провозную способность линии Комсомольск - Советская Гавань с 7,5 млн до 24-27 млн тонн.

Стройка продолжается, и с вводом новых объектов мощности железной дороги на данном направлении еще возрастут. Однако модернизации требуют не только железнодорожные подходы к портам Хабаровского края еще, но и припортовые станции.

Кандидат технических наук Дальневосточного государственного университета путей сообщения Николай Костенко отмечает, что для обслуживания Совгаванского порта и других объектов ПОЭЗ потребуется реконструкция станции Совгавань-Город, сооружение 12-километрового участка в направлении резидентов портовой зоны на Мысе Муравьева, а также строительство районного парка для обеспечения грузовых железнодорожных операций на Мысе Марии.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ПортНьюс10.11.2015