10-12-14 / 2014
Новости отрасли
Рейтинговое агентство ставит на падение

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings опубликовало исследование «Железнодорожные грузоперевозки в странах бывшего СССР: замедление экономики и ослабление валют сказываются на рейтингах». В нем говорится о пересмотре агентством прогноза по сектору грузовых железнодорожных перевозок в странах «пространства 1520» со «стабильного» на «негативный» на 2015 год ввиду слабых фундаментальных факторов этого сектора.

«Сектор железнодорожных перевозок в странах СНГ и Прибалтики испытывает давление со стороны продолжения замедления экономики, что приводит к устойчивому снижению объемов грузоперевозок и усилению конкуренции с понижением тарифов на транспортировку грузов, – подчеркнула директор аналитической группы по энергетическому и транспортному сектору Европы, Ближнего Востока и Африки FR Оксана Згуральская. – Мы ожидаем, что объемы железнодорожных перевозок останутся под давлением в 2015 году. Негативное давление на некоторые компании усиливается ввиду слабости национальной валюты в России, Казахстане и Украине с учетом несоответствия между валютой заимствований и доходами, недостаточности хеджирования и потенциального повышения процентных ставок на внутренних рынках и более высокой инфляции».

Эксперты Fitch Ratings также отмечают негативную в целом рейтинговую динамику ключевых железнодорожных компаний стран СНГ в период с 1 ноября прошлого года по конец ноября года текущего. За этот период агентство понижало рейтинги ОАО «РЖД», UCL Rail, Транспортной группы FESCO, «Грузинской железной дороги» и частного оператора подвижного состава «Лемтранс» (Украина). За этот период в положительную сторону изменился только прогноз по рейтингу ОАО «ТрансКонтейнер» с «негативного» на «стабильный».

«Кроме того, текущее ослабление национальных валют существенно ударит по компаниям с существенной долей долга в иностранной валюте, в первую очередь это касается Дальневосточного морского пароходства (головная компания Группы FESCO), АО «НК «Казахстан темир жолы» и «Лемтранса». Их уязвимость объясняется валютным расхождением между их долгом и выручкой, а также недостаточным хеджированием. Негативное влияние может быть усилено потенциальным повышением процентных ставок на внутреннем долговом рынке и инфляционным давлением», – подчеркнула Оксана Згуральская.

Согласно исследованию Fitch Ratings, падение объемов грузоперевозок одновременно в России, Казахстане, на Украине и в Грузии началось в прошлом году, а в Азербайджане второй год подряд перевозки переживают стагнацию. Это, по мнению экспертов агентства, обусловлено в первую очередь замедлением темпов промышленного производства и низким мировым спросом на металлургические грузы. К слову, согласно официальному сообщению ЗАО «Азербайджанские железные дороги», за январь – сентябрь 2014 года прибыль компании снизилась в девять раз по сравнению с прошлым годом.

«Рейтинги железнодорожных администраций по-прежнему зависимы от суверенных рейтингов из-за тесных связей с правительствами соответствующих стран. Рейтинги частных компаний в целом зависят от способности сократить расходы в текущей непростой ситуации на рынке. Продолжение снижения объемов грузоперевозок этих компаний на территории бывшего СССР негативно скажется на их прибыли. Что в сочетании с дальнейшей девальвацией местных валют существенно отразится как на бизнесе компаний, так и на их кредитном рейтинге», – резюмировала Оксана Згуральская.

По мнению генерального директора ОАО «Институт экономики и развития транспорта» Федора Пехтерева, к сожалению, приходится констатировать, что выводы Fitch Ratings сделаны вполне обоснованно.

«Действительно, снижение производства, снижение ВВП, ослабление национальных валют – все это имеет место на «пространстве 1520» в целом и в России в частности. Мы уже находимся даже не в кризисе, а в состоянии рецессии. При этом вряд ли стоит ожидать какого-то серьезного улучшения ситуации до 2017 года. Но к такому довольно неблагоприятному развитию событий надо быть готовыми. Конечно, часть вопросов упирается в международную обстановку: чтобы их разрешить, необходимо решать проблемы с рынками нефти и газа, надо отменять санкции в отношении России. Но в то же время надо не ждать милостей извне, а заниматься внутренним развитием. Инструменты для преодоления есть: производство внутри страны, строительный комплекс – необходимо наращивать обороты в реальном секторе экономики. А как этого добиться – вопрос уже не транспортный, а, скорее, политический», – подчеркнул Федор Пехтерев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.12.2014