26-06-20 / 2020
Новости отрасли
Рейтинг операторов подвижного состава INFOLine Rail Russia TOP 2019

По итогам 2019 года в первую четверку лидеров рангового рейтинга операторов подвижного состава INFOLine Rail Russia TOP вошли АО "Федеральная грузовая компания" и АО "Первая грузовая компания", а также Globaltrans Investment PLC и АО "НефтеТрансСервис", поделившие между собой третье и четвертое места. Остальные позиции в ТОП-10 заняли (в порядке ранжирования): ООО "Трансойл", ГК "РТК", ООО "Модум-Транс", АО "СУЭК", ПАО "Трансконтейнер" и ООО "Газпромтранс".

 Михаил Бурмистров, генеральный директор компании "INFOLine-Аналитика" Ранговый рейтинг операторов Основной целью формирования рейтинга INFOLine Rail Russia TOP является выявление и анализ тенденций на рынке оперирования подвижным составом, определение позиций и описание ведущих игроков. Помимо рейтингов по количественным параметрам парка, операторы ранжируются по объемам грузоперевозок в собственных и арендованных вагонах, а также по объемам выручки. Рейтинг операторов формируется по ранговому принципу, в нем учитывается место компании по величине парка в собственности (с учетом вагонов, находящихся в финансовом лизинге) и управлении, объему перевозки грузов и валовой выручке (рейтинг по валовой выручке формируется на основании данных по итогам всего года). Итоговое место зависит от суммы рангов – и чем она ниже, тем выше финальный показатель. Ранговые места для компаний, не вошедших в ТОП-45 по количеству парка в собственности (с учетом вагонов, находящихся в финансовом лизинге) или управлении, при расчете среднего ранга не учитываются. Если сумма рангов совпадает, то на более высокое место ставятся те компании, чьи показатели оказываются выше при расчете без учета выручки.

 Рейтинг операторов по величине парка в управлении По итогам 2019 года на долю ТОП-30 операторов подвижного состава приходится около 79% парка вагонов на сети РЖД, причем доля ТОП-10 выросла на 2 п. п., до 58%, а доля ТОП-3 сохранилась на уровне 27%. В прошлом году лидерство по количеству вагонов в управлении сохранило АО "ФГК", которое в 2019-м закупило 5,6 тыс. ед. полувагонов и около 350 платформ. АО "ПГК" сохранило второе место.

 В ноябре 2019 года состоялся аукцион по продаже 50% плюс 1 акция ПАО "Трансконтейнер". Победителем стала группа "Дело", сумма сделки составила 60,3 млрд руб. Сделку профинансировало ПАО "Сбербанк". 15 января 2020-го ГК "Дело" направила остальным акционерам предложение о выкупе всех акций ПАО "Трансконтейнер" по цене 8679,52 руб. за акцию (выкуплено 49,641% акций за 59,9 млрд руб.). В результате доля ГК "Дело" в капитале ПАО "Трансконтейнер" выросла более чем до 99,6%, а стоимость сделки превысила 120,2 млрд руб.

 В ноябре 2019 года АО "НПФ "Благосостояние" и АО "ТФМ-Гарант" завершили оформление сделки, в результате которой АО "ТФМ-Гарант", представляющее интересы Алексея Тайчера и партнеров, стало официальным владельцем 100% ПАО "ТрансФин-М". Сделка была реализована в формате MBO (management buy-out) и профинансирована преимущественно за счет заемных средств. Сумма сделки составила 32,6 млрд руб., и речь шла о продаже всех активов ПАО "ТрансФин-М". В ноябре 2019 года ПАО "ТрансФин-М" в рамках оптимизации бизнес-процессов консолидировало управление парком подвижного состава, которым ранее управляли "ТФМ-Транс" и "ТФМ-Оператор", в руках юридического лица ООО "Атлант". В декабре группа "ВЭБ.РФ" приобрела 25% ООО "Атлант" и заключила сделку, в соответствии с которой ООО "Атлант" будут переданы в лизинг все 40 тыс. вагонов, принадлежащие "ВЭБлизингу". В декабре 2019-го началась передача первых 17 тыс. вагонов.

 Тогда же, в декабре прошлого года, стало известно о покупке 30%-ной доли ООО "УК "Дело" дочерней компанией корпорации "Росатом". По словам главы ГК "Дело" Сергея Шишкарева, компании продолжат развивать логистический бизнес. Ключевым направлением сотрудничества заявлено развитие международных мультимодальных и транзитных перевозок на маршруте Азия – Европа – Азия, в том числе через Северный морской путь. На базе логистических активов компаний предполагается создание новой контейнерной арктической линии.

 В апреле 2019 года владельцы холдинга Rail Garant Сергей Гущин и Сергей Смыслов завершили разделение бизнеса. В результате появились новые компании: ООО "Рейл Сервис", консолидировавшее вагоноремонтные активы С. Гущина (ООО "Вагонно-колесная мастерская", АО "Вагоноремонтный завод" и ООО "Гарант Рейл Сервис") и бренд Rail Garant (ООО "Транс Синергия", ООО "РэйлСпецТранс" и ООО "Оптима ТрансАвто"). В декабре 2019-го С. Смыслов, ранее владевший ООО "Спецтрансгарант", обменял его на долю в АО "СГ-транс". Консолидация активов позволит "СГ-трансу" занять лидирующую позицию на рынке танкконтейнеров.

 В декабре 2019 года также стало известно о выходе FESCO из сегмента перевозок зерна и продаже ООО "ТрансГрейн", чей парк насчитывает 4,2 тыс. зерновозов. Покупателем выступило АО "Русагротранс".

 Рейтинг операторов по величине парка в собственности По итогам 2019 года доля ТОП-3 крупнейших собственников снизилась на 1 п. п., до 24% парка РФ, доля ТОП10 – на 2 п. п., до 46%. Крупнейшими покупателями новых вагонов в 2019-м стали: ООО "Модум-Транс" – более 4,3 тыс. полувагонов модели 12-132 производства НПК "Уралвагонзавод" и 7,2 тыс. ед. модели 12-9853 производства НПК ОВК (парк приобретен в лизинг с ПАО "ГТЛК"); АО "ФГК" – 1,9 тыс. полувагонов модели 12-2153 и 40-футовых фитинговых платформ 13-2114-08 АО "Алтайвагон", 4,3 тыс. полувагонов моделей 12-132 и 12-196-02; ГК "РТК" – более 4,3 тыс. зерновозов, порядка 800 платформ для перевозки лесоматериалов и более 300 полувагонов; ОАО "УГМК" – более 4,7 тыс. полувагонов; ПАО "Трансконтейнер" – более 4,5 тыс. фитинговых платформ.

 В октябре 2019 года "Восток1520" и "ВМ-Транс" досрочно прекратили договоры финансового лизинга и вернули ПАО "ГТЛК" в общей сложности 25 тыс. полувагонов с увеличенной грузо подъемностью, после чего вагоны были переданы ООО "Модум-Транс" в операционный лизинг.

 В январе 2020-го АО "ПГК" заключило предварительное соглашение о продаже парка нефтеналивных цистерн лизинговой компании Brunswick Rail, согласно которому 12,8 тыс. цистерн передавались новому собственнику до 31 марта 2020 года с дальнейшей передачей в аренду АО "ПГК" для выполнения обязательств по контракту на перевозку нефтеналивных грузов с АО "РН-Транс". Генеральный директор ПГК Сергей Каратаев отметил, что выход из сегмента нефтеналивных перевозок позволит компании укрепить позиции в иных рыночных нишах. АО "ПГК" в 2019 году сократило численность парка в собственности. Так, объем списания превысил 3,4 тыс. вагонов, из которых 44,6% составили цистерны, 41,7% – полувагоны. При этом были закуплены 650 новых окатышевозов у АО "Рузхиммаш" и 320 новых крытых вагонов у АО "Алтайвагон".

 В сентябре 2019-го ПАО "ГТЛК" и ПАО "НПК ОВК" заключили контракт на поставку 25 тыс. инновационных вагонов. Зерновозы в количестве 5 тыс. ед. должны поступить лизинговой компании до конца 2020 года, 20 тыс. полувагонов с разгрузочными люками – до конца 2022-го. Поставки полувагонов будут осуществляться партиями по 2,5 тыс. ед. 2–3 раза в год.

Первая партия должна поступить в августе 2020 года. Вероятнее всего, основная часть парка зерновозов будет передана ГК "РТК", а полувагонов – ООО "Модум-Транс".

 Рейтинг операторов по объему перевозок По итогам 2019 года доля десяти крупнейших операторов подвижного состава сократилась на 1 п. п., до 58% от общего объема перевозок, а ТОП-3 – до 29%. У лидеров рынка, ФГК и ПГК, за указанный период объем перевозок сократился на 7% и 5% соответственно. Сокращение объема перевозок АО "ФГК" произошло преимущественно в сегменте нефтяных грузов, и связано оно в том числе с выводом из аренды в 2018 году 8 тыс. цистерн. Наиболее динамично перевозки в 2019-м наращивали ООО "МодумТранс" (на 95,2%), RAILGO (на 46,4%), ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" (более чем на 35%), ООО "Транспортные технологии" (на 32%). Также нарастили объем перевозок Globaltrans (на 3,5%), СУЭК (более чем на 10%) и ПАО "Трансконтейнер" (примерно на 8%).

 ООО "Трансойл" в 2019 году сократило объем перевозок почти на 8%, в том числе в связи с временным прекращением перевозок нефтепродуктов с Антипинского НПЗ. При этом компания в ноябре 2019-го стала победителем конкурса АО "РН-Транс" на оказание транспортно-экспедиторских услуг при перевозке нефтепродуктов с самарского узла НПЗ сроком до 31 марта 2021 года. Объем перевозок составит до 5,7 млн т, а стоимость договора – 6,6 млрд руб.

 Рейтинг операторов по грузообороту На долю ТОП-30 операторов по итогам 2019 года пришлось 87% грузо оборота железнодорожного транспорта, что на 3 п. п. меньше, чем в 2018-м.

Первая тройка сократила грузооборот: АО "ФГК" – на 5,7%, АО " ПГК " – на 5,9%, Globaltrans – на 0,6%. Доля ТОП-10 сократилась до 66%. "Трансойл" и ГК "РТК" также сократили грузо оборот – более чем на 9% и на 6,2% соответственно.

 Наиболее динамичный рост грузо- оборота продемонстрировали: ООО "Модум-Транс" (на 95,7%), RAILGO ч(на 62,9%), ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" (на 40,2%), ООО "Транспортные технологии" (на 36,2%) и УГМК (на 33,8%).

 Рейтинг операторов по объему выручки от железнодорожных перевозок и предоставления парка в аренду

 В рейтинге операторов подвижного состава по величине выручки представлены только те операторы, чья выручка не содержит доходов от других видов деятельности, не связанных с оперированием подвижным составом или предоставлением вагонов в аренду – интегрированных логистических услуг, терминальных операций и т. д. Стоит учесть, что некоторые компании предоставляют аудированные данные по МСФО, в то время как остальные публикуют данные управленческой отчетности или по РСБУ, в связи с чем возможны некоторые индивидуальные особенности методологии расчета выручки.

Грузовладельцы не включаются в рейтинг по выручке, так как выручку от оперирования подвижным составом для большинства из них невозможно выделить.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер26.06.2020